От Толстых Алексей
К Олег К  
Дата 21.09.2002 23:33:09
Рубрики Прочее;

Я по делу

>>  Блажен, кто верует,
 
>>  Тепло ему на свете...
 
>>
 
>> Зачем нужны пророчества? Какая от них польза?
 
>
 
> А какая польза от Библии?
 
>
 
>
 
>>Ведь зачастую подобные пророчества незбываются.
 
>
 
> Спите спокойно дорогой товарищ!
 
 
Как это спать?
 
Можно арх.Вениамина (Федченкова) процитировать? ВОт
 
 
—————————————-
 
Вы спрашиваете меня по поводу занятий вопросом о близости и сроке конца мира. Я не буду отвечать на это прямо. А только напишу; как реагирует на это мое сердце и сознание религиозное?.. Господи, благослови!
 
 
1. Мне такими вопросами не хочется заниматься, ибо я считаю себя бессильным решить их окончательно в ту или иную сторону. А что касается вопроса о сроке, то я даже религиозно страшусь приступать к нему: помилуй меня Господь от этой дерзости!
 
2. Для меня очевидно до болезненной осязательности, что моя главнейшая задача – спасение, в частности выражающаяся в необходимости беспрерывной борьбы со грехами, молитвы, исполнения ближайшего долга и целого ряда других, важных для меня и ближних дел. Поэтому занятие подобными вопросами (о сроках в особенности) мне представлялось бы подобным тому, как если бы больной, забросивший заботу о своем лечении, стал бы изучать: когда он помрет? И что будет с ним после этого?
 
Может быть, те умеют сочетать и «изучение» и лечение? – Не знаю... Но сомневаюсь... Впрочем, я пишу о себе: мне – не до этого! Даже больно подумать сейчас, если бы я бросился в эти вопросы. О Боже! Будь милостив ко мне, окаянному, многогрешному, пустому ("Чертог Твой вижду, спасе Мой, украшенный, а одежды не имею – войти в него").
 
<...>
 
Обычно существует воззрение, что ожидание конца мира совпадает с какими-либо историческими катастрофами (войнами в особенности). И это отчасти верно. И так в конце концов и должно быть по предсказанию Господа. Но не всегда совпадают эта явления.
 
С. Н. Дурылин [6] отмечает следующие исторические наблюдения.
 
 
а) Россия переживает татарское иго. Времена тяжкие. Однако ни у кого нет мысли ни о конце мира или даже России. Наоборот, великий светильник Руси, преп. Сергий, и сам строит, и птенцы, вылетевшие из его гнезда, тоже строят, не думая о конце... Татары погибли. Русь встала и духовно окрепла.
 
 
б) Смутное время. Во многом напоминает наши дни большевизма. И опять мы не читаем в литературе церковной о конце мира. Смута преодолена. Русь встала и стала расти государственно.
 
 
в) Но тут наступает неожиданность: вопреки увеличивающемуся могуществу ее и росту, появляются идеи об антихристе... Конечно, и наш раскол придал этому много поводов; и совпадение 1000 лет и +666 (год большого Моск. Собора), то есть чисто произвольное счисление о времени второго пришествия. Но еще более наших предков поразило падение православия на верхах и влияние «безбожного» Запада. В этом последнем была, несомненно, главная причина ожиданий антихриста; и таковым казался, как известно, многим (даже и не раскольникам) Петр I. «Испровержение благочестия»... «Мы стоим за новую веру», – говорили в воззваниях казаки и стрельцы... И это распространилось очень широко в народ...  
 
 
Но совсем другой вопрос – о моменте конца. И если ожидание должно Церкви благословить, то иначе нужно отнестись к исканию точных дат.
 
И вот почему (помимо того, что я уже писал Вам).
 
 
а) В Слове Божием совершенно ясно запрещается это исчисление... Правда, заповедуется по прозябающим почкам смоковницы заключать о наступающей весне вообще; но недели ее неизвестны. Например, сейчас у нас здесь зацвели сливы... И вдруг второй день морозы... Другие деревья, заготовившие почки, приостановились... Но понятно, разница может быть во времени лишь: дни, недели... Весна же неотвратима... Так и с вопросом о конце мира.
 
– Когда будет кончина века? – спрашивают Господа. Никто не знает; только один Отец Мой... Да и «не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1:7)... Не знаю: может ли быть более ясное и решительное запрещение высчитывать сроки?.. Прямой грех! Дерзкое противление Слову Господа! И как люди не страшатся высчитывать сроки?
 
<...>
 
И преп. Серафим, на которого любят ссылаться ожидатели и искатели годов конца мира, решительно отклонил от себя ответ на данный вопрос. Когда один брат предполагал спросить его о времени второго пришествия, то прозорливый угодник сам предупредил его:
 
«Радость моя! Ты много думаешь об убогом Серафиме: мне ли знать, когда будет конец миру сему и тот великий день, в который Господь будет судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам его! НЕТ, СЕГО МНЕ ЗНАТЬ НЕВОЗМОЖНО».
 
Если величайший святой так решительно заявил о себе, то как же мы смеем дерзать! Большое духовное легкомыслие и самомнение нужно, чтобы заниматься тем, что запрещено Господом и от чего отказался угодник, имевший в себе Духа Божиего явно.
 
<...>
 
4. «Говорили старцы»...
 
Прежде всего нужно проверить: кто именно? Что! говорили? Неужели о точных сроках (годах)? Неужели о тысячелетии?.. Не верю...
 
А если говорили, то это старцы не от Бога – или же на этот раз Бог допустил им ошибиться... Иногда и отцы заблуждались.
 
В частности: о конце мира, как Вы хорошо знаете из Послания к Солунянам [14], – ошибались первохристиане; ошибались и некоторые из отцов V в., например, бл. Августин (кажется) думал о близком конце; у святителя Тихона Задонского есть указания на близость конца и на осуществление пророчеств (но годов он не высчитывал и хилиазму не учил, конечно). И однако – еще мир продолжает быть... В последний XIX и XX век особенно стали напряженно ждать близости конца. Распространенная книга Нилуса дает достаточно материалу. Присоедините еще и о. Иоанна Кронштадтского. Может быть, с начала мира христианского не было у христиан такого предчувствия близости конца, как теперь... И даже по всему миру... И много оснований к тому...
 
Но окончательно утверждать, а тем более точно устанавливать год, положительно безрассудно. Пусть хоть опыты истории научат сему. Вон адвентисты тоже не раз со своими вычислениями попадали в заблуждение: то сначала указывали на 1924 г. Прошел только что – Слава Богу! А прежние на 1844... Уже 80 лет прошло... И число месяца (22 октября) указывали... Теперь отодвинули на 1932 год... А более «благоразумные», не желая рисковать своим авторитетом,– отчисляют миру жить еще 3/4 века (до 1995 г.).
 
Но на то они и сектанты, чтобы заблуждаться и вводить в заблуждение. А как же «старцы»?...
 
Ну что же? И они могут заблуждаться. То есть в каком смысле? – С одной стороны, они по существу правы, ибо схватывают чувством своим (чего не чуют более глухие) самые отдаленные грохоты грома все более приближающейся грозы... Но в расчетах могут ошибаться, тем более что их чуткий слух приближает к ним гул грозы более, чем это есть на самом деле. А кроме того, может быть гроза и местного характера, а не вселенского... Греция кончилась после Рима; а сама кончалась при расцвете Третьего Рима... Может быть, еще китайцы, индусы, японцы дадут миру и Печерские Лавры, и новых Антониев и Феодосиев, и Сергиев, и Серафимов... Почем знать? Ну, может быть, кончается Россия (не думаю сего), а, умирая, родит восток христианский?!.
 
Вероятно, что и Россия переживет еще блестящий и духовно, и политически, и морально целый век после этой очистительной грозы и мора? Оптинские старцы будто об этом говорили [15]... Может быть. А может и не быть.
 
Но еще – НЕ конец мира (хотя, может быть, эпоха преддверия его: филадельфийский период в начале своего зачатия, Откр. 3); ибо к концу мира о конце мира перестанут думать. Св. Тихон Задонский видел в некоем состоянии Божию Матерь с свв. апп. Петром и Павлом; между прочим спрашивал их о конце мира. Св. ап. Павел промолвил: «Когда будут говорить: »мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба" (1 Фее. 5:3). И еще не было обращения иудеев в христианство.
 
И это совпадает с 3-й главой Откровения (см. Церковь Лаодикийскую), где говорится о полном религиозном индифферентизме (Откр. 3:15-16) при материальном богатстве и удовлетворенности (Откр. 3:17), при внутренней слепоте, пустоте и тоске.
 
А теперь самое ожидание конца мира говорит о том, что не «у дверей» еще (Откр. 3:20), а лишь приближается... Время опасное, дни лукавы... Потому: будем же не считать, а каяться!
 
 
 
Из книги МИТРОПОЛИТА ВЕНИАМИНА (ФЕДЧЕНКОВА) «О КОНЦЕ МИРА»