От Евгений
К Владимир Урусов  
Дата 03.07.2000 06:50:20
Рубрики Прочее;

Re (8): По вопросу о повреждении.. Уточнение

>>Здесь есть трудность, которую надо обсудить. Речь шла первоначально о субстанции, поэтому я и задал вопрос — вещественной или умопостигаемой. Но так как речь теперь идет о логосах, то это другое дело. Поясню, в чем различие. Субстанции, как вещественные, так и умопостигаемые, тварны. Логосы же нетварны. Это энергии-воления Божии о твари, содержащиеся в Предвечном Совете Божием о творении. Они вечны, неизменны ("Небо и земля прейдут, Словеса же Мои не прейдут"). Ими все творение содержится в Божественном Замысле прежде своего появления из небытия. Поэтому надо уточнить, относится ли осуждение в первом (теперь) смысле к какой-либо тварной субстанции или же к нетварным логосам.
 
>Т.е. логосы это есть более высокий уровень чем субстанции, не так ли? Скажите, когда Бог говорил Аврааму: (цитирую из Послания к Евреям Апостола Павла)
 
>Можно ли это обетование назвать логосом (т.е. все, что говорит Бог на протяжении всей человеческой истории) или это какая-либо тварная субстанция? Как вы это понимаете?
 
 
Чтобы нам достигнуть определенного единства в терминологии, предлагаю Вашему вниманию мое сообщение с другого форума о логосах.
 
***
 
Предлагаю обсуждать вопросы постепенно, начиная с основных (о логосах и о мирах) и останавливаясь, конечно, на каком-то уровне понимания. Полного понимания достигнуть не удастся по трем причинам: 1. для этого надо написать слишком много; 2. эти вопросы не исчерпываются рассуждением, а составляют еще и предмет мистического созерцания; и то, и другое превышает наши возможности, но не наше желание в этом убедиться:-); 3. разделение всего сущего на тварное и нетварное, на умопостигаемое и вещественное и т. д. — это основные разделения всего сущего, которые каждый человек по замыслу Творца должен преодолеть в обожении и в будущем веке, как они были преодолены Спасителем в земной жизни.  Наверно, надо начать с логосов. Надо различать Логос и логосы. Логос (с большой буквы) — Второе Лицо св. Троицы. Логосы ( смаленькой буквы) — энергии-воления, составляющие замысел Божий о каждой твари, — восходят к Логосу, Который как-бы составляет вершину пирамиды,в основании которой лежат логосы низших форм бытия. Логосы не субстанциональны (как в платонизме), это не идеи, а энергии; они не в самих предметах, а вне их, в предвечном замысле Божием о творении.  
 
Вот отрывок из монографии православного патролога J.-C. Larchet «LA DIVINISATION DE L'HOMME SELON S. MAXIME» (в моем изложении).  
 
Логос — это принцип или основание каждой вещи, который характеризует особым образом ее и ее конечную цель, для которой эта вещь приведена в бытие. Этот принцип и эта цель — в Боге, поэтому слово логос имеет духовный смысл и не отождествляется с формой вещи, иначе говоря с « физическим логосом», который остается еще на поверхности вещей. Логос то, что ее характеризует и делает из нее отличный от других и единственный индивид и придает ей придает ценность и определенное место в божественном замысле. Имеются логосы для каждой вещи, которая существовала, существует или будет существовать. Существуют логосы природы, логосы вида, рода и многочисленных качеств каждой вещи. Таким образом, каждому индивиду соответствует не один логос, но множество логосов, множество из которых принадлежат также и другим индивидам. Некоторые из логосов частные, другие универсальные, и восстановить их можно поднимаясь от частного логоса до универсального. Логосы всех существ содержатся и существуют неизменно в Божественном Логосе, Боге Слово, прежде, чем эти существа были созданы. Прежде, чем вещи получают бытие, они предузнаны у Бога. В Божественном Промысле содержится начало, конец и основополагающий принцип каждого бытия. Логосы бытия не являются проявлениями Божественной сущности, но проявлениями Его творческой воли.
 
***
 
 
>Скажите, когда Бог говорил Аврааму: (цитирую из Послания к Евреям Апостола Павла)
 
>Можно ли это обетование назвать логосом (т.е. все, что говорит Бог на протяжении всей человеческой истории) или это какая-либо тварная субстанция?
 
 
Существуют три вида логосов: логосы сущности, логосы промысла и логосы суда. Бог Слово воплощается (присутствует) в творении преимущественно логосами сущности, в Писании — логосами промысла, в грядущем соединении всего творения с Богом — логосами суда.
 
В словах Писания Бог присутствует логосами промысла, своим замыслом (что есть энергия Божия, но не субстанция) о судьбах творения. В полной мере этот замысел познается в мистическом созерцании, но, разумеется, в определенной степени доступен и богословскому, основанному на Отцах рассуждению. Способ присутствия в буквах Писания логосов промысла в такой же мере таинственный, как и способ соединения души с телом и, вообще, умопостигаемого мира с миром вещественным. То же самое нужно разуметь, по моему мнению, и о вышеприведенных словах ап. Павла.