От Венцислав
К Полковник Рюмин
Дата 16.05.2004 00:34:28
Рубрики Современность; Униформа;

Виталий (Архиепископ) 1947 Современное положение Русской Православной Церкви Ам

>Прежде всего, большое спасибо за приведенный полный текст Послания патриарха Пимена 1974 года.



Пожалуйста!

Вот привожу и полний текст Архиепископа Виталия, из 1947-го года:


Виталий (Архиепископ) Современное
положение Русской Православной
Церкви Америки. - N.Y. - 1947. - 8 С.

Я считаю своимъ Архипастырскимъ долгомъ
правдиво и ясно написать о
соврсменномъ положежи нашей Православной
Русской Церкви въ Америкъ,
чтобы потомъ никто не оправдывался въ
своемъ тяжкомъ гръхъ передъ
Матерью-Церковью Русской, говоря: "а я этого
и не зналъ, мнъ никто
этого не объяснилъ". Вотъ я и пишу ясно и
объясняю правдиво. 1. Всъ
мы - дъти Русской Православной Церкви и
отдъляться отъ Нея, особенно
въ эти тяжкiе для нея дни, не имъемъ никакого
права. Въдь наша
Американская Митрополiя въ постановленiяхъ
Московскаго Собора 1917-
18 гг. (а это обязательный для насъ законъ)
числится 65-й между
Епархиями Россiсской Православной Церкви.
(На этомъ Соборъ
предсъдательствовалъ и постановленiя
подписалъ нашъ Патрiархъ
Тихонъ). 2. Къ великому нашему горю, родная
намъ Pocciйская
Православная Церковь нынъ порабощена
безбожной коммунистической
властью, а современные возглавители этой
Церкви служатъ той власти не
за страхъ, а за совестъ, какъ и сами о томъ
похваляются передъ всъмъ
свътом. 3. Однако, нъкоторыя части этой
Церкви, и между ними
Американская, остались за границами СССР на
свободъ. Передъ ними
теперь на выборъ - три дороги, куда идти
дальше: 1. или добровольно
подчиниться порабощеннымъ возглавигелямъ
Церкви въ СССР (т. е.
Патрiархiи), а черезъ то и самимъ работать на
безбожныхъ коммунистовъ
каъ экз. Венiаминъ), 2. или пользуясь
теперешней безпомощностью
Матери-Церкви, оторваться отъ Нея и
самочинно организовать
свою "автокефалiю" (самовозглавленiе), какъ
это было уже сдълано въ
Польшъ, Латвiи, Эстонiи. Финляндiи (только
здъсь у насъ для
успокоенiя это называется "Американской
автономiей"), 3. или,
оставаясь свободными и временно не
соединяясь, крепко хранить чистоту
въры и содъйствовать освобожденiю
Матери-Церкви и возвращенiю Ей Ея
законныхъ правъ. 4. Промышляющiи о Своей
Церкви Господь далъ намъ
твердое основанiе стать именно на этотъ
третiй верный и спасительный
путь. Святъйщiй Патрiархъ Тихонъ со Свящ.
Синодом и Высшимъ
Церковньшъ Совътомъ (т.е. Высшая, законная,
неоспоримая Власть Рос-
сiской Православной Церкви) издалъ особый
УКАЗЪ отъ 7-20 ноября 1920
г. за № 362. Въ этомъ Указъ предписывается,
чтобы всъ такiя свободныя
за границами СССР части объединились и
имъли свой единый Высшiй
Административный Центръ, и такъ бы временно
жили обособленно отъ
Россiской Церкви-Матери, пока не
установится въ Ней свобода и
порядокъ. 5. По этому то Указу Патрiарха
Тихона и объединились всъ
свободныя части Русской Православной
Церкви за границами СССР подъ
Высшимъ Руководствомъ Русскаго
Заграничнаго Собора и Синода. Это
объединенiе завершилось окончательно въ 1935
г. Къ этому времени въ
Америкъ существовали особо Митрополiя и
особо Соборная Епархiя (уже
подчиненная Заграничному Собору и Синоду,
но имеющая свой
Американскiй чартеръ). 6. Въ 1935 г. въ Югославш
подъ
предсъдательствомъ Сербскаго Патрiарха
Варнавы собрались
представители 4-хъ Русскихъ Митрополичьихъ
Округовъ Заграницей
(Дальне-Восточнаго, Ближне-Восточнаго,
Западно-Европейскаго и
Американскаго), выработали и подписали такъ
называемое "Временное
Положенiе объ Управленiи Русской
Православной Церкви Заграницей". Отъ
Американскаго Округа участвовалъ въ
совъщанiяхъ и подписалъ всъ акты,
въ томъ числъ "Временное Положенiе", митр.
Феофилъ. 7. Согласно этимъ
актамъ и "Положенiю" и объединилась
Американская Митрополiя со всей
Русской Заграничной Церковью, а здъсь въ
Америкъ - наша Соборная
Епархiя съ Митрополiей, что потомъ
подтверждено въ 1937 г. на
Всеамериканскомъ Церковномъ Соборъ. 8.
Такое объединенiе всей Русской
Заграничной Церкви существовало до 1946 г. За
это время Американская
объединенная Митрополiя аккуратно
выполняла свои обязанности кь
Центру: ежегодно посылала своего
делегата-Епископа на Заграничный
Соборъ и въ Синод (еп. Макарiй, Венiаминъ,
Алексiй), представляла
туда же на утвержденiе протоколы своихъ
Американскихъ Соборовъ,
передавала на судъ, какъ послъдней высшей
инстан-цiи, спорныя дъла
(напр., о хиротонiи Сирiйскаго епископа
Самуила, судъ, во второй,
инстанцiи надъ apxieп. Адамомъ и друг.),
представляла къ высшимъ
наградамъ духовенство и епископовъ (напр..,
протопресв. I.
Недзъльницкаго, apxien. Леонтiя, Тихона,
Алексiя, къ посвящение во
епископы-Iоанна Аляскинскаго и т. д.).
Благодаря такому правильному
каноническому устроеyiю въ Американской
объединенной Митрополiи
возможна была мирная, созидательная работа
и Митрополiя за эти 12
лътъ, вместо тяжбъ и судовъ, много преуспела
въ своемъ благоустроенiи
и христiанскомъ просвъщенiи. 9. Но вотъ, по
окончаши войны
возобновились попытки коммунистовъ при
помощи Московск. Патррiархiи
наложить свою руку на свободную,
объединенную Американскую
Митрополiю. Въ инструкцiи, данной митроп.
мъстоблюстителемъ Алексiемъ
экзарху Венiамину, прямо указано: Вы имъ (т.
е. американскимъ
архiереямъ). предъявите, что лойяльность
нашему правительству
является главнымъ и неотмъннымъ
требовангемъ, и при томъ не
политическимъ, а чисто церковнымъ. 10. Въ
защиту отъ такой опасности
на трехъ Apxieрейскихъ Соборахъ въ Чикаго и
Детройтъ въ 1945-46 гг..
Американскiе епископы единодушно выносили
постановленiя противъ
Московскихъ притязанiй и за сохраненiе
установившихся отношенiй съ
Заграничнымъ Соборомъ и Синодом. 11. Но,
уъзжая послъ неудачныхъ
переговоровъ изъ Америки, Московскiй
делегатъ apxieп. Алексiй бросилъ
на всякiй случай приманку: "Никакихъ болъе
требованiй, только
разорвите съ м. Анастасiемъ". И это Москвъ
помогло. Должно въ
добавленiе къ этому отмътить. что по отъъздъ
московскаго делегата
Митрополiя имъла переписку съ м.
Анастасiемъ, предлагая ему уйти на
покой, а всъ заграничные приходы передать
въ въдънiе Америки. М.
Анастасiй отвътилъ, что онъ по своему
Архипастырскому долгу не можетъ
этого сдълать. Можетъ быть, и эта переписка
повлiяла на Кливландскую
резолюцiю. Во всякомъ случаъ этой
возможностью взять гегемоню надъ
всей Русской Заграничной Церковью въ
Америкъ интересовались, и даже
спроэктированъ былъ Комитетъ изъ 7 членовъ
для управлешя всъми
заграничными приходами. Въ него должны были
войти отъ Американской
Митрополiи 5 членовъ: одинъ епископъ, два
духовныхъ и два мiрянина, а
отъ заграничныхъ приходовъ тоже два
представителя. Совсъмъ по
протестантскому образцу. 12. Еще должно
упомянуть о попыткахъ
Англиканской и Епископальной Церквей и ихъ
делегатовъ и комитетовъ
повлiять на переговоры Митрополiи съ
Москвой и о "запискъ пяти
профессоровъ", инспирированной, какъ намъ
писали еще до ея появлешя-
изъ тъхъ же сфёръ. Во всякомъ случаъ м.
Феофилъ опубликовалъ свое
предсоборное посланiе еще въ духъ
предшествовавшихъ Архiерейскихъ
Соборовъ. Но на Кливландскомъ Церковномъ
Соборъ въ Общемъ Собранiи,
послъ его заключительной ръчи уже въ иномъ
направленш, большинство
духовенства и мiрянъ, руководствуясь не
церковными, а политическими
мотивами, провело резолюцпо: порвать
административныя связи съ
Архiерейскимъ Заграничнымъ Синодом и м.
Анастасiемъ и войти въ лоно
Московской Патрiархiи, признавъ Патрiарха
Алексiя своимъ духовнымъ
главой. 13. Несмотря на то, что эта резолющя
не была, какъ того
требуетъ Уставь Собора, разсмотрена
Епископскимъ Совъщанiемъ и потому
не имъла еще силы закона, ее начали
немедленно и усиленно проводить
въ исполненiе. Чтобы было понятно каждому,
въ чемъ здъсь дъло,
помъщаемъ нижеслъдующее разъяснеше. Для
Кливландскаго Собора былъ
примъненъ Уставъ Московскаго Собора 1917-18
гг. Конечно онъ и самъ по
себe былъ обязателенъ для Американскихъ
Соборовъ. Но этотъ Уставъ еще
спецiально былъ разсмотренъ, и утвержденъ
для Кливландскаго 7-го
Собора Церковнаго здъшнимъ Архiерейскимъ
Соборомъ и пропечатанъ въ
оффицiальномъ орга-нъ Митрополiи
"Русско-Американскомъ Церков.
Въстникъ" № 1-й за 1946 годъ. По этому Уставу,
Епископское Совъщанiе
(т.е. присутствующее на Соборъ Епископы,
какъ ответственные за
Церковь лица) имъютъ ръшающiй голосъ по
всъмъ постановленiям Coбоpa,
кромъ финансовых и хозяйственныхъ дълъ и
ръшенiя Общаго Собранiя
Собора подлежатъ утвержденно Совъщанiя
Епископовъ и прюмлють силу
лишь но подписанiи ихъ последними (параграф
35 и 37). На Общемъ
Собранiи Кливландскаго Собора Прот I. Пиштей
вставши заявилъ: наше
Собранiе, какъ самая высшая инстацiя, можеть
этотъ уставъ, что и было
сдълано простымъ большинствомъ голосовъ. А
въ Соборную резолюцiю уже
было внесено, что высшимь законодательнымъ
органомъ Американской
Митрополiи является эти самыя Общiя Собранiя
Церковныхъ Соборовъ.
Такъ что авторитетъ Епископовъ сведенъ къ
нулю. Соборность подменена
игрой въ голоса, при томъ съ отменой всякаго
сдерживаюшаго и
регулирующаго органа. Это пошло уже дальше
протестантской церковной
структуры, даже дальше гражданской
структуры САШ., такъ какъ тамъ
кромъ Дома Представителей есть еще Сенатъ и
вето Президента. А здъсь
вводится просто диктатура случайного
болъшинства. Это совсъм уже не
похоже на Православiе… Конецъ разъясненiю.
Возвратимся къ главному
изложенiю. 14. Митроп. Феофилъ. несмотря на
свой долгь и на просьбы
Соборныхъ Епископовъ, отказался обсудить
съ ними этотъ вопросъ. Даже
болъе этого: онъ послъ Кливландскаго Собора
совсъмъ не видался съ
ними. а увъдомiлъ письменно, что ЗА
НЕПРИЗНАНIЕ РЕЗОЛЮЦIИ ОБЩАГО
СОБРАНIЯ КЛИВАНДСКОГО СОБОРА ОНИ ИСКЛЮЧЕНЫ
ИЗЪ ЕГО МИТРОПОЛIИ, А ПО
ПРИХОДАМЪ ПЕРЕДЪ САМОЙ ПАСХОЙ ДАЛЪ
РАСПОРЯЖЕHIE НЕ ПОМИНАТЬ ИХЪ ЗА
ЬОГОСЛУЖЕНIЕМЪ. ТАКЪ САМОЧИННО И
ПРОТИРОЗАКОННО МIТРОПОЛIЯ ПОРВАЛА
СВОЕ 12-лътнее ОБЪДНЕНIЕ СЪ ЗАГРАНИЧНОЙ
РУССКОЙ ЦЕРКОВЬЮ И ВОШЛА ВЪ
СОЮЗЪ СЪ ПОРАБОЩЕННОЙ БОЛЬШЕВИКАМИ. 15.
Послтъ этого намъ - върнымъ
Церкви и Ея законамъ оставалось одно -
ВОЗСТАНОВИТЪ СВОЮ ЕЩЁ ДО
ОБЪДИНЕНIЯ. ВЪ 1935 г. СЪ МIИТРОПОЛIЕЙ
ЗАЧAPTИPOBAHHУЮ СОБОРНУЮ
ЕПАРХ1Ю, подвъдомственную Заграничному
Собору и Синоду, и самим
работатъ кръпко храня въ настоящее
лихолътiе в полной
неповрежденности ВЪРУ ОТЦОВЪ НАШИХЪ
КОТОРУЮ И ОНИ ОТЪ ВРЕМЕЪ СВ.
ВЛАДИМИРА въ теченiи почти 1000 лътъ черезъ
многiя лихолътiя ХРАНИЛИ
И ПЕРЕДАЛИ НАМЪ ЦЪЛОЙ И НЕПОВРЕЖДЕННОЙ.
Указъ о семъ прислан намъ за
подписью м. Анастасия. Прiмемъ же его къ
твердому и неуклонному
руководству. Это - единственный върный путь
нынъ для Православной
Руси въ Америкъ…