От Вася
К All
Дата 29.06.2004 19:03:42
Рубрики Современность; Флот; 1941; Фортификация;

Мнение

Мне понравилась статья:

Церковь на рубеже тысячелетий

Вступление христианской цивилизации в третье тысячелетие сделало уместным подведение различных итогов, а так же размышления по поводу будущего, в том числе будущего России и Русской Православной Церкви. Лишним поводом для этого, помимо упомянутой круглой даты, стало и то обстоятельство, что происшедшие за последний год изменения в Кремле могут обернутся для Русской Православной Церкви совершенно новым этапом в ее истории.

Еще Николай Семенович Лесков (1831-1895) заметил, что "Русь крещена, но не просвещена". Неустарелость этой оценки вряд ли кто будет оспаривать, как и аморфность термина "православный". Кстати, о православных. Сколько их в России? Цифры называются самые различные - от 90% населения до 0,1%. Причем обе цифры - вполне справедливы. Все зависит от того - кого подсчитывать. Считать ли православными тех, кто был крещен когда-то в младенчестве и с тех пор в храмах появляется не чаще двух раз в год (воды набрать на Крещение и кулич освятить на Пасху), или же считать православными тех, кто живет церковной жизнью - подходит ко Святому Причастию, исповедуется, выполняет ( пусть худо-бедно) молитвенное правило. Правительственным мужам, скорее всего, симпатичнее первая цифра. Во всяком случае, именно на "преобладающем большинстве православного населения" строятся все их укоры и претензии к Русской Православной Церкви. Послушать некоторых из них - так получается, что Церковь в России чем только ни обязана заниматься- и в благотворительных акциях участвовать, и тюрьмы опекать, и с "дедовщиной" в армии бороться, и с детдомами работать, и молодежное движение курировать, и даже- родить национальную идею. Последний пункт требует особых пояснений...

Корни его следует искать в последствиях коммунистической эпохи, и тут прежде всего необходимо отметить тот факт, что многолетний паралич церковной жизни привел и к известному параличу церковной мысли. По аналогии туже самую характеристику можно было бы отнести и к российской общественной мысли. Она как бы остановилась на известной исторической отметке, в связи с чем появляется искушение вернуться назад, в романтизированное прошлое. Падение коммунистической идеократии в связи с этим воспринимается многими не как падение в России идеократии вообще, а как необходимость на смену "плохой", "чуждой русскому духу" идеологии поставить "хорошую", "свою". Здесь-то иные доморощенные политики и вспоминают о Православной Церкви. Ибо их взгляды на общественное устройство остались неизменными. Они не могут понять, что идея - это то, что формируется в обществе в течение столетий монотонного труда и развития. Для них же идея- это то, что "указывается сверху", и чем авторитетней "указчик"- тем больше шансов на то, что идею воспримут "массы". Поэтому, подобные политиканы и обратили свои взоры к Русской Православной Церкви, предписывая ей "активную роль в обществе".

В последний год, перед Православной Церковью все более стала вырисовываться перспектива возрождения духа синодальной эпохи. Той самой эпохи, про которую ее современник митрополит Киевский Арсений выразился в следующих словах: "Мы живем в век жестокого гонения на веру и Церковь под видом коварного об них попечения". Правда, новая эпоха может стать такой, что синодальное XIX столетие покажется нам "Золотым Веком" русского Православия...

Однако, всевозможные инструкции и наставления в адрес Церкви звучат не только от представителей "верхов", но и из "низов". Публика здесь самая разнообразная: от разоблачителей "нового мирового порядка" до борцов за "чистоту" Православия и славянской крови. Даже название себе придумали - "национал - патриоты". Быть патриотом для них явно недостаточно. Надо быть "национал - патриотом", т.е. патриотом "высшей пробы". Не враги они России, а этакие "сыны"- зоркие, бдительные и все понимающие. И конечно же, кому, как ни им определять и озвучивать позицию Церкви по самым различным вопросам, что они и делают вполне успешно через подобные им по духу околоцерковные издания ("Русский вестник", "Русский дом", "Русский Восток", "Русский порядок" и т.п.). Спектр объектов их нападок самый разнообразный: от сторонников либеральной идеи до священников еврейской национальности ("нет ни Еллина, ни Иудея» (Кол.3,11)- явно не для них сказано). Как относиться Русской Православной Церкви к подобной воинственной публике? Вероятно, положительным примером здесь может служить Сербская Православная Церковь, которая не взирая на натовские бомбардировки не пошла по пути антизападной истерии, хотя попытки привлечь ее к этому предпринимались (борцы с "мировым жидо-масонским заговором" есть не только в России). Мало того, Сербская Церковь нашла в себе мужество назвать президента Милошевича главным виновником бед сербского народа, и потребовала его отставки.

Архиепископу Иоанну (Шаховскому) принадлежит меткое высказывание: "Православное государство состоит из православных христиан". И здесь мы подходим к теме подлинных, а не мнимых задач Русской Православной Церкви, ибо количество православных людей в России таково, что ее очень трудно назвать православным государством. Конечно, можно поставить перед собою превеликое множество проблем и задач: можно заниматься социальными программами, можно брать шефство над интернатами, развивать скаутство, курировать тюрьмы- вреда от этого государству не будет, но и пользы для Церкви Христовой почти никакой.

Видимо, основная трудность современного православного церковного сознания в том, чтобы правильно воспринять плюрализм и те демократические свободы, которые предоставляет российская ситуация, и найти возможность влиять на жизнь общества. Христиане в России к этому не готовы, многие из них еще мыслят себя внутри некоего гетто. Уровень общественной активности христиан достаточно высок только в Москве, Петербурге и еще в пяти больших городах России, на периферии же голос Церкви почти не слышен. Нормальная приходская жизнь во многих храмах до сих пор отсутствует, равно как и церковно-приходские школы. Зачастую, даже в крупных городах - епархиальных столицах количество воскресных школ можно пересчитать по пальцам (причем, по пальцам одной руки).

И еще один настораживающий момент... За последние 10 лет храмов было восстановлено тысячи, людей крещено - миллионы, однако, наблюдается такое тревожное явление, как поразительная стабильность числа лиц подходящих к причастию и исповеди, т.е. число крещенных растет, а число участвующих в жизни Христовой Церкви - остается прежним. Почему? Да потому что "крещены, но не просвещены". Вот это и есть наша главная проблема и задача - нравится это кому-то или нет...


Виталий Сидоренко
воспитанник курса Д.С.