От Пётр
К Аркадий  
Дата 10.08.2000 12:07:49
Рубрики Прочее;

Re (4): о Солженицыне/ Петру

>Т.е. Вы почувствовали какую-то фальшь в «Матренином дворе»?  Интересно, в чем именно?
 
 
 
Фальшь не совсем подходящее слово, я не смог подобрать лучшего, попробую объяснить. Солженицын в «Матренином дворе» как бы просто обводит взглядом то, что его окружает и этот взгляд одинаково равномерно скользит по зданиям станции, по надписям каким-то нацарапанным, по обоям, мышам и тараканам в избе,... иногда проглядывает какое-то удивление (обратите внимание — именно удивление), отличающее взгляд Солженицына от взгляда объектива фотоаппарата, удивление от того, что на фоне этих нацарапанных надписей, грязных стен, тараканов он заметил лицо Матрены. Заметил лицо и,... и ничего, взгляд заскользил дальше, задерживаясь на интересном для автора,— на сельсовете с безразличием (безразличием кого?— опять люди не зацепили его взгляда), на колхозе без лопат и вил, на магазине без масла, маргарина и т.д. Взгляд скользит, что-то замечает, ничего не зацепляет внутри. Внутри только нелюбовь (наверное, справедливая) к грязи: грязи безразличия властей, грязи на запачканной телогрейке... Иногда внутри снова возникает всё тоже удивление,— не более,— слезы на глазах у Матрены, так и ждешь: ну — дальше, так смотри в нее, в ее мир,— нет, взгляд скользит далльше и дальше. Снова удивление: провожают Матрену — все как-то (так воспринимается автором) неприятно-натянуто-обрядно плачут, тут вдруг неутешный плач, остановленный неожиданным для автора мудрым словом старухи... Ну!— загляни глубже. Но взгляд заскользил дальше — и задержался на том как делят оставшееся после Матрены. Причем это мое «ну!», врядли оно заложено Солженицыным намеренно,— нет для него в этом вопросов, это только лишь удивляет.
 
А теперь посмотрите на то, как пишет Распутин тоже в первой своей работе «Деньги для Марии». На чтО он смотрит? ЧтО ему интересно? Что важно,— именно важно, а не любопытно. Что зацепляет что-то у него внутри, и он начинает смотреть в глубь, как бы, человека...
 
Вот в чем я вижу отличие — не зацепляет у Солженицына внутри ничего ни подмеченное им выражение лица Матрены, ни слеза ее, ни мудрость старухи. Не зацепляет в серце, а удивляет разум, и взгляд скользит дальше по отставшим обоям, мышам и тараканам. У деревенщиков же иначе всё...