От Вадим К.
К Искандер
Дата 22.07.2006 11:41:14
Рубрики Суворов (В.Резун);

Не со всем тут можно согласиться

По этой теме сейчас идет время от времени дискуссия в среде духовников. С одной стороны фанатизм новообращенных, а с другой стороны ведь есть и другая опасность, когда человек приходит в Церковь, но продолжает оставаться другом миру. Как это пагубно для Церкви можно увидеть на примере Европы. Там после столетий папского фанатизма и пренебрежения нуждами простого человека во имя власти папы и его приспешников кинулись это положение исправлять - усилили благотворительность, стали заводить порядки, заимствованные из мира, становится якобы более открытыми ему и т.п. В результате превратили свою церковь в лучшем случае в благотворительный госпиталь. Прихожан же от этого всего не прибавилось, а стало еще меньше - в миру ведь госпитали и танцплощадки более привлекательные! Святые отцы так и говорили, что добродетель всегда находится точно посредине между двумя противоположностями. Например, смирение - между гордыней и малодушием, милостыня - между расточительностью и собирательством и т.д. Так же и здесь нужно иметь ввиду не только опасность фанатизма и "духовной" гордости, но и обмирщения, когда вся духовность сведется к человеко- и мироугодию. Христос днем служил людям, исцелял их, но не забывал давать им и духовное, а ночами или ранними утрами уединялся для молитвы. Уступать место старикам, благодарить мать за приготовленный обед и постиранную рубашку - это дело обычное и для неверующего человека. Правда, что без этого не стать сынами Божиими, но скорее сынами геенны, но, кажется, и награду нам за это Спаситель не обещает, так как и язычники все это делают.

Как себя вести в неверующей семье, на работе тоже вопрос. Хорошо ли ради того, чтобы не обижать родственников или неверующих сотрудников откладывать пост и действительно напиваться, чтобы им сделать угодное? Не всегда такое подействует в качестве положительной проповеди. Иногда это может стать и соблазном для них, сомнением и даже презрением. Известно, что в сталинское время уголовники уважали верующего, который поступал по своим правилам независимо от того, что делалось вокруг и что от него ожидали, и наоборот морально уничтожали тех, кто начинал работать на двух господ, т.е. старался и верующим себя вроде показать и мир, т.е. их не обидеть и не обличить. Так легко стать или остаться "своим" миру, а до Бога не дойти. Например, для себя я решил (не знаю, правильно или нет), что, то, что положено соблюдать - соблюдать не поступаясь, так как это мои убеждения, которые я хотя никому и не навязываю, но и от других имею право молчаливо требовать их уважать, как меня самого, как мои принципы. В остальном же думаю наоборот во всем уступать людям, во-первых смиряя самого себя перед ними, а во-вторых, чтобы не настраивать их понапрасну против себя и веры. Мир должен уважать, иначе он сделает человека своим рабом. "Не будьте рабами человекам" - это заповедь апостола Павла, думаю как раз по этому поводу. Одним словом, непросто все это.

Вадим.