От чтец Георгий
К All  
Дата 08.12.2000 01:49:54
Рубрики Прочее;

Re: Не очень в тему. Напротив, очень даже в тему

> Рад Вас «видеть» снова, уважаемый Георгий. Хочу поделиться одним наблюдением. Я живу в С.-Петербурге и являюсь прихожанином Храма Илии Пророка, что на Пороховых. Место красивое, но отдаленное от главных транспортных «магистралей». Пошли мы как то со всем семейством на ночную Пасхальную службу. Служба шла, было уже около 2-х часов ночи, и вдруг вваливается человек 15 из тех «кто выбирает пепси». Все навеселе, несколько возбуждены и вдруг мы видим разиетльную перемену в них. Все сразу же замолчали, шапки сразу сняли как вошли в Храм, тихонечко купили свечи, поставили их. Не все крестились правильно, но виделась в их поведении какая то искренность, достояли всю службу и тихонечко пошли по своим делам.
 
> Вот такие дела. Не все потеряно и не все так плохо. Замечу, что никто из них не аппелировал к непонятности церковно-славяского языка, о которой так говорят некотрые товарищи. Учитывая непростую доступность в транспортом отношеннии нашего Храма, уверен, что эти парни совершенно не случайно пришли на Пасхальную службу.
 
>
 
> С уважением,
 
> Игорь
 
 
 
В том-то и заключается сердцевина вопроса. В храме Божием — все «не так как дома». Таково, я бы сказал, эмблематическое значение всех элементов храмового убранства, священнических облачений, — и Богослужебных текстов. Храм Божий «красЕн добрОтою», чем направляет присутствующих туда, где «безконечная сладость зрящих Твоего Лица доброту неизреченную». В Храме Божием — по определению должно быть «лучше, богаче, чем дома». Это хорощо понимали нащи предки, — и совсем недаром св. Отцы и Патриархи, будучи безсребренниками и подвижниками, изнуряющими тело насказанным тайным постом, исполненные Христова смирения, — во время службы в храме окружали себя невиданною роскошью. Ибо помнили о нещвенном хитоне Иисусовом, о том, как помазали Его драгоценным мvром, «вместо того, чтобы продать его за триста динариев (примечательно, что Иуда точно знает его рыночную стоимость!) и раздать нищим».
 
Итак, все протестантствующие разговоры о «скромности и простоте-понятности» исходят либо  от их мiрского примитивного «логического эстетизма» — либо от лицемерия.
 
Вот, есть у Православной Русской Церкви сокровище — великого изящества и красоты Богослужебный язык. Его, впрочем, в погоне за «понятностью» помаленьку начали портить довольно давно. Но — помаленьку. Тогда приходит сноб-грамотей от нижнего  господского слоя и говорит: «упростить! народу непонятно!»
 
То-то что народу как раз понятно и хорощо от этой высоты, до которой надо усилиться, — а это лишенному Церковного духа интеллигенту свербит: как бы что-нибудь в храме да утоптать до своей низи, чтоб было «как дома». Дабы не было уж слишком красно добротою.