От Евгений
К чтец Георгий  
Дата 13.12.2000 21:56:38
Рубрики Прочее;

Re (2): О "Догмате Искупления"

>Сама Ваша готовность легкомысленно вмешаться на равных в братский спор тех, кого по справедливости числят среди учителей Церкви, сих, как любил говорить св. Батюшка Серафим, столпов огненных от земли и до неба, обличает совершенное отсутствие в Вас страха Божия. Вы, как видно, даже не ощущаете — куда стремитесь Вы войти и сесть на первые места, не купив хотя бы билетика на галерку. Братски советую Вам держать в памяти слова преподобного Силуана Афонского: «Кто хорошо молится, тот богослов». Вспомните также как великий скитский Авва, желая испытать своих учеников, поочередно предлагал одному за другим истолковать то или иное место из Св. Писания, — покамест не нашелся один, кто ответил: я этого не знаю. Откройте Отечник — и поглядите, ЧТО сказал на это Авва? Наконец, прочтите жизнеописания тех, кого Вы беретесь судить — и попытайтесь понять: пришли ли Вы в их меру? соответствует ли Ваш духовный опыт — скажем, опыту митр. Антония, с высоты которого — он говорил то, что Вы пытаетесь квалифицировать? В Православном богословии — от себя (и/или от прочитанного) не говорят. Только от полученного от Духа Свята вещного, опытного знания. Иначе это — мiрские рассуждения на «религиозно-догматические-патрологические темы». Никакого вкуса в таких рассуждениях я уже давно не нахожу.
 
 
Вы неправильно представляете себе или (что вернее) пытаетесь ввести других в заблуждение относительно того, какое место в Православии уделяется догматике, а какое — аскетике. Для того, чтобы нам знать, что Бог Един в Трех Лицах, нам вовсе необязательно иметь опыт созерцания Св. Троицы, а для того, чтобы называть латинство (разновидностью которого является ересь м. Антония) ересью нам вовсе не нужно и даже вредно соучаствовать медитациям Терезы Авильской. А вот знать  догматы и отличать латинство (хотя бы и скрытое) от Православия мы обязаны, и то, что Вы «не находите никакого вкуса в этом», объясняется только Вашим коснением в ереси и ничем иным.
 
Христианин сначала принимает догматы верою и знанием, а уже потом — по мере деятельного исполнения им заповедей — сподобляется и опытного их познания в той мере, в какой каждый может вместить. А не как Вы: сначала набирается «духовного опыта», который вне догматов и при их серьезном повреждении, как у м. Антония, всегда является ложным, а потом начинает судить о догматах. Из ложного опыта — а в расколе он всегда ложный — и ложные догматы, каковым и является «Догмат Искупления» м. Антония Храповицкого.