От полковник Рюмин
К Crossader
Дата 06.12.2001 01:23:01
Рубрики Прочее;

Re: Кстати впорос...

> Католики сожгли ее под давлением англичан, как еретика, идолопоклонника и ведьму. «Дернула» она англичан под Орлеоном — разбила на голову, так что те, когда ее поймали — не простили. И не просто казнили, а именно сожгли как ведьму, потому что боялись очень.
 
> Удивительно, что католическая церковь прославила ее потом через пятьсот лет. Правильно ли? Понятно, что это как бы и не к Православию, но все же.
 
> Это я под впечатлением от просмотра одноименного фильма с Миллой Ювович. Удивительно, но в фильме она именно покаялась в своих заблуждениях относительно своих видений, которые ее преследовали и часто ей руководили. Покаялась во всем совершенно искренне. Но ее все равно сожгли. Если, конечно, создатели фильма не наврали.
 
>
 
> Кто что знает из независимых источников?
 
 
Жанна д'Арк, по словам летописи,  как «колдунья, вещунья,  лжепророчица, сотрудничавшая с  нечистой силон, ведьма, еретичка, вероотступница, мятежная богохульница, наслаждавшаяся кровопролитием и  непристойностями» была  осуждена к мученической смерти.
 
 
Процесс этот стоит, несомненно, в одном ряду с «открытыми процессами над троцкистско-бухаринскими извергами. Времена были суровые, ведьмы кругом кишмя кишели, а потому инквизиционное судопроизводство носило, так сказать, упрощенный характер. Англичане избрали для расправы с Жанной д’Арк форму инквизиционного процесса не только потому, что могли использовать приговор церковного суда в качестве средства воздействия на общественное мнение. Немалое значение имело здесь и то обстоятельство, что благодаря этому »упрощенному" характеру инквизиционного судопроизводства политическую, в общем, расправу можно было осуществить сравнительно легко, сохранив при этом видимость полнейшей законности.
 
 
В самом деле, суд инквизиции не знал таких элементарных (выработанных еще юристами Древнего Рима) процессуальных норм, как прения сторон, гласность свидетельских показаний, право обвиняемого на защиту путем вызова в суд названных им свидетелей и т. д. В основе деятельности инквизиционных трибуналов лежал принцип презумпции виновности, согласно которому подсудимый считался в глазах судей заведомо виновным до тех пор, пока ему не удавалось доказать обратное. Другими словами, не обвинение должно было доказать вину подсудимого, а он сам свою невиновность. В полном соответствии с этим принципом средневековые юристы разработали учение о подозрении как достаточном основании для действий церковного трибунала. Человека можно было привлечь к суду, не имея никаких доказательств его вины, кроме подозрения в ереси, источником которого мог быть любой оговор, анонимный донос или мнение самого инквизитора.
 
 
Кстати, один из главных пунктов обвинения гласил, что Жанна еще в ранней юности вступила у себя на родине в преступную связь с дьяволом. Жанну множество раз допрашивали о ее жизни в Домреми, особенно интересуясь пресловутым «деревом фей», подле которого, по мнению судей, подсудимая предавалась нечистой силе.
 
 
Версия о том, что Жанна прелюбодействовала с дьяволом, отпала сразу же: комиссия, составленная из опытных матрон, пролвела унизительную процедуру «освидетельствования девственности» и признала ее непорочной. Впрочем, это вовсе не устраняло дьявола из дела Жанны д'Арк, ибо, по мнению теологов, союз женщины с сатаной не обязательно принимал форму плотской связи. Дьявол мог, не посягая на честь своей подопечной, тем не менее, руководить ей.
 
 
И обвинение в связи с дьяволом осталось. Оно основывалось, во-первых, на том, что подсудимая у себя на родине поклонялась «дереву фей», и, во-вторых, на том, что она действовала по воле «голосов» и видений.
 
 
«Голоса» и видения были главным предметом внимания следствия. Им посвящено более половины протокольных записей.
 
 
Кроме того, Жанну обвиняли в следующих грехах:
 
 
Она преступила заповедь дочернего послушания, покинув отчий дом без ведома и согласия родителей. Совершила святотатство, осмелившись атаковать ворота Парижа в богородицын день. Нарушила Христову заповедь прощения врагам, распорядившись отдать под суд некоего Франке Арраского — предводителя бургундской наемной шайки, взятого французами в плен во время одной из стычек под Компьенем. Пыталась покончить с собой, бросившись с башни Боревуара и т. д. и т.п.
 
 
Важнейшей уликой ереси были в глазах судей мужской костюм и прическа Жанны.
 
 
«Да не наденет жена мужское платье, а муж — женское; содеявший это, повинен перед господом», — гласила древняя церковная заповедь, подтвержденная соборными постановлениями. Жанна нарушила ее.
 
 
Преступление было налицо. Оно отягощалось упорным нежеланием подсудимой снять богомерзкий костюм. «Названная женщина утверждает, — говорилось в обвинительном заключении, — что она надела, носила и продолжает носить мужской костюм по приказу и воле Бога. Она заявляет также, что господу было угодно, чтобы она надела короткий плащ, шапку, куртку, кальсоны и штаны со многими шнурками, а ее волосы были бы подстрижены в кружок над ушами и чтобы она не имела на своем теле ничего, что говорило бы о ее поле, кроме того, что дано ей природой... Она отвергла кроткие просьбы и предложения переодеться в женское платье, заявив, что скорее умрет, нежели расстанется с мужской одеждой».
 
 
Хотел бы сказать, что присутствует здесь некая странность, к объяснению которой, похоже, близко подобрался не очень уважаемый нами Г.П.Климов... Во всяком случае, он обращает внимание на то, что ближайшим соратником Жанны был прототип «Синей бороды» Жиль де Рэ, повешенный за ересь,  богохульство,  занятия алхимией, поклонение  дьяволу, педерастию  и убийства. С бандой своих сообщников из 18  человек он устраивал в окрестных полях и лесах облавы наподобие охоты на зайцев.  Но охотились они не за зайцами, а за детьми, преимущественно за пастушками. В своем замке Тиффож, в склепе      часовни  святого  Винсента, Жиль де  Рэ соорудил  специальный  каменный алтарь, где  в  полночь он  занимался черной  магией,  зверски  мучил пойманных детей и затем убивал  их самыми нечеловеческими методами — все это в жертву дьяволу. Да.
 
    
 
Ну, в общем, парижские эксперты-богословы квалифицировали поведение Жанны как богохульство, нарушение святых заповедей и канонических установлений, заблуждение в вере и пустое тщеславие. Более определенно высказались их коллеги-юристы, члены факультета канонического права: подсудимая — вероотступница и еретичка.
 
 
                              *     *     *
 
 
В 1450 году, через 18 лет после гибели Жанны начался еще один судебный процесс — процесс ее реабилитации. Он был таким же политическим процессом, как и процесс осуждения, но преследовал, разумеется, противоположную цель. Если осуждение Жанны было задумано как удар по престижу Карла VII, то ее реабилитация должна была очистить короля от подозрений в связи с «еретичкой» и «колдуньей».
 
 
Дело было поставлено обстоятельно: привлекли «высшую инстанцию» — римскую курию. Из Рима во Францию прислали кардинала-легата. «Экспертизу» материалов суда инквизиции над Жанной (в том числе и копии протокола обвинительного процесса) поручили двум знатокам канонического права — адвокатам папской курии Теодору де Лелиис и Паоло Понтано. Те ответили обширными богословско-юридическими трактатами, в которых «казус» Жанны д’Арк рассматривался как с процессуально-правовой точки зрения, так и по существу. Не формулируя окончательных выводов (чего от них, впрочем, и не требовалось), эксперты тщательно отметили все сомнительные моменты формально-правового характера и указали на обстоятельства, которые, по их мнению, оправдывали поведение Жанны до суда и во время процесса. Они оспорили правомочность бовеского епископа судить Жанну, поскольку она не совершила на территории его диоцеза никакого преступления; подчеркнули, что подсудимую держали в светской тюрьме и не дали ей защитника-куратора; осудили недозволенные методы следствия: угрозы, запугивание, шантаж и т. п.  Паоло Понтано дал уничтожающую оценку «Двенадцати статьям», заявив, что составители этого документа пренебрегли истиной и прибегли ко лжи и клевете. Он же высказал критические замечания относительно важнейших пунктов обвинения. Так, в частности, Понтано полагал, что Жанну нельзя считать преступницей за то, что она носила мужской костюм. В доказательство он приводил следующие доводы.
 
 
1. Жанна надела этот костюм по вдохновению свыше.
 
 
2. Канонические установления, запрещающие женщинам носить мужское платье, направлены на то, чтобы предотвратить распутство и непристойность; Жанна носила этот костюм, чтобы защитить свою девичью честь.
 
 
3. Она часто выражала желание переодеться в женское платье на условиях, которые она выставляла.
 
 
4. Она соглашалась, в частности, на это, чтобы присутствовать на мессе и получить причастие.
 
 
5. Возможно, она поклялась королю не снимать мужской костюм.
 
 
6. В конце концов, уступив требованию судей, она переоделась в женское платье; стало быть, она не упорствовала в своем отказе.
 
 
7. То, что она затем вновь надела мужской костюм, не может быть квалифицировано как вторичное впадение в ересь, поскольку не было налицо первоначального преступления.  
 
 
Посмотрите на иллюстрацию.
 
___________________________________
 
Через 500 лет Жанна д'Арк была канонизирована католической церковью.