От Аркадий
К All  
Дата 20.07.2000 21:58:27
Рубрики Прочее;

Re (2):" Все были под клятвой"/Владимиру Урусову

Большое спасибо за ссылку.  Отцы, конечно, говорили о спасении и в «юридических терминах». Но также — и в терминах «врачевания природы». Первый подход традиционно преобладал на Западе, второй — на Востоке. Так, например, Златоуст (Вселенский Учитель и Святитель!), доказывая, что дары Св. Крещения включают не только «оставление грехов», но также усыновление, освящение и т.д., говорит, что иначе, не крестили бы младенцев: «тем не менее мы их крестим, хотя у них и нет грехов». Бл. Августин, ссылаясь на это место, понимает его, конечно так,  что Златоуст имел ввиду только личные грехи ("Против Юлиана",  PL 44 с.655 А). Нельзя не заметить, однако, что среди даров Св. Крещения, которых Златоуст насчитывает аж десять, смытие вины «первородного греха» не фигуририет. Забыл упомянуть? Но такую же «забывчивость» проявили и все другие Восточные Отцы, которые писали о таинстве Крещения. (Кстати, нет, кажется, упоминания об этом и в применяем сейчас в Церкви чине Крещения).
 
Вопрос о «рецепции» анафем Карфагенского Собора на Востоке требует отдельного исследования. Можно с определенностью сказать, однако, что «знамя борьбы» с пелагианством (частью которой были эти анафемы), не было там подхвачено.          
 
 
Что касается некоторых воззрений проф. Осипова и  д. Кураева, то их — как я лишний раз убедился -  критиковать безусловно нужно. Я и сам давно уже чувствовал ложь, например, следующего пассажа (не зная, впрочем, что Кураев здесь выступает всего лишь учеником  Осипова):
 
////////
 
В лице Христа Бог испытал все, что в обычном человеке ведет ко греху. Если в ливень я иду домой — у меня нет выбора: хочу я дойти или останусь на ветру. Я всецело хочу дойти. Но этой не означает, что мой
 
путь беструден, безусилен, безвыборен. Лицо хочется отвернуть, ноги не могут идти... Так и Христос, не имея колебания между возможностями, которые кажутся равновеликими, претерпел бурю этого мира и его природно-человеческой воле нужно было непрестанное усилие — она
 
негреховна, но оказалась в мире греха, не в своем мире. «Страх смерти — это природный страх: никакая природа не хочет своего уничтожения, потому что смерть не создана Богом и есть нечто Богопротивное» (В. Болотов)13.. Это не выбор между «да» и «нет», а да — сквозь нет. Это как борьба со штормом: несогласие с ним требует битвы. «Отче, избави меня от часа сего, но на сей час Я и пришел» (Ин. 12.27).
 
http://www.kuraev.ru:8101/unia.html
 
/////////
 
Трудно сказать об этом  лучше, чем сказал Павел Троицкий о подобных  взглядах Осипова:
 
//////////
 
Да... Тут вспоминается фильм «Последнее искушение....». Потому что это утверждение равносильно тому, что, если Христос не был грешником, подобным нам, то точно имел подобные нам искушения.
 
/////////
 
С уважением,
 
Аркадий