От Владимир Урусов
К Павел  
Дата 01.08.2000 06:53:07
Рубрики Прочее;

Re: Небольшое замечание, которое думаю всё разъяснит о "гноми" и др. (вопрос и дополнение)

 
>" Действительно, еси свобода принадлежит нам, поскольку мы личностны, то воля по которой мы действуем, есть свойство природы. Для святого Максима Исповедника воля есть «естественная сила, стремящаяся к тому, что сообразно с природой. Для святого Максима Исповедника воля есть »естественная сила, охватывающая все существенные свойства природы" Святой Максим различает эту естественную волю, как желание добра, к которой стремится всякая разумная природа, от «воли выбирающей», свойственной личности. Природа хочет и действует, личность — выбирает; она принимает или отвергает то. Что хочет природа. Впрочем, по мысли святого Максима, есть «свобода выбора» сама уже есть несовершенство, ограничение истинной свободы: совершенная природа не нуждается в выборе, ибо она знает добро естественным образом, её свобода обоснована этим знанием. Наш свободный выбор (гноми) говорит о не совершенстве падшей человеческой природы, о потери подобия Божьего. Затемнённая грехом, не знающая больше истинного добра, природа эта устремляется чаще всего к тому, что «противоприродно», и человеческая личность всегда находится перед необходимость выбора; она идёт вперёд ощупью. Мы называем эту нерешительность в восхождении к добру «свободой воли». Личность, призванная к соединению с Богом, к совершенному уподоблению  - по благодати, своей природы природе Божественной, связанна с природой урезанной, искажённой грехом, разрываемой противоречивыми желаниями. Познавая и желая по своей несовершенной природе, личность  практически слепа и бессильна; она не больше не умеет выбирать и слишком часто  уступает побуждениям природы, ставшей рабой греха. Таким образом то, что в нас сообразно Богу, втягивается в бездну, оставаясь в то же время свободным в своём выборе, свободным снова обратиться к Богу"
 
 
 
Да, да, да. Спасибо Вам брат Павел за этот отрывок. Этот отрывок надо прочитать, подумать, затем снова прочитать, снова вдуматься и так много раз — пока он не проникнет вглубь и не раскроется его глубокое содержание. Он попадает точно в десятку. Именно это (почти) я и хотел выразить, когда говорил о «несуществовании» человеческих личностей. Но выразил это коряво, косноязычно, за что прошу меня простить.
 
В свете этого отрывка возникает вопрос: ЧТО ЖЕ ОЧИЩАЕТСЯ   в таинстве крещения, что мы получаем от первородного греха, о чем говорится  в 124 правиле  Карфагенского собора?
 
Можно ли сказать, как говорит Евгений (по преп.Максиму) что очищается вот эта gnome?
 
И что еще очищается кроме этого gnome?
 
Но раз эта гноми очищается, то значит она присутствует в человеческой природе и передается по наследству, значит природа воспринятая Христом В ПРИНЦИПЕ не может быть такой же как и у нас (что и говорил о.Феофилакт  и опровергал Евгений).
 
 
 
Мне еще хочется привести отрывок из Макария Великого с комментарием:
 
Там кстати упоминается про  "амартиа". «Сила греховности, — amartia, — будучи по своему происхождению силой сатаны, проникает в душу, как закваска…» А Евгений говорит что зла нет. В вечности нет — а в нашем мире еще как есть.
 
 
Преп.Макарий Великий .Духовные беседы. Беседа 51. «Ибо в одном жилище, то есть в теле, нашли прибежище и душа человека, и сатана, с которым душа сражается. Там, в этом теле, он обитает и пребывает, а поэтому во всякий час находится в непосредственной близости к душе.»
 
 
 
Комментарий:
 
("Это учение.о совместном обитании сатаны с душой в одном теле является частным проявлением более общего учения о грехе, характерного для преп.Макария. П.Минин суммирует его так: "Сила греховности, — amartia, — будучи по своему происхождению силой сатаны, проникает в душу, как закваска, — охватывает каждый член души и тела и, производя тяжелые потрясения, является источником того беспокойства и смятения, которыми страдает мирской человек. По мере того, как amartia проникает все силы души, темное покрывало ниспускается в душу и облегает ее; между душой и amartia наступает срастворение , — .
 
В силу тесной и неразрывной связи amartia с сатаной, водворение в душе греховности является одновременно воцарением в человеке  самого сатаны. Срастворившаяся со грехом душа становится  "телом лукавой тьмы"…, телом самого сатаны… Таково состояние греховного человека по падении. Это состояние есть постепенно возрастающее общение души с сатаной… Результатом такого общения является большее уплотнение душевной пневмы и меньшая ее восприимчивость к  духовным воздействиям со-вне.  Узы тьмы, которыми опутывают душу духи злобы, препятствуют ей любить Господа, веровать и молиться" (Минин П. Главные направления древне-церковной мистики. Сергиев Посад, 1915, с.52).
 
 
 
 
В.