От Вадим К.
К Николай П.
Дата 06.06.2005 19:22:58
Рубрики Современность; Байки;

Re: Что чувствует...

Христос воскресе!

>Сразу скажу для читающих эту тему маловоцерковленных людей, что экспериментировать и несерьезно подходить к таинствам Исповеди и Причастия Православной Церкви нельзя. Причастие может быть во осуждение, и от него некоторые, причащающиеся недостойно, по словам св. апостола, могут даже умереть.

Простите, Николай, так говорить мне все-таки кажется слишком резко, что от Причастия можно умереть, если принимать Святые Дары недостойно. Одно конечно верно, что причащающийся должен со страхом приступать к этому Таинству, которое святые отцы называют Страшным, но конечно страх должен быть не чувственный, а духовный, благоговейный, от памяти, что это Таинство - воистину Плоть и Кровь Спасителя, дающего их в снедь человекам и дающего ценой Своей добровольной Крестной Жертвы! И конечно, кто будет принимать Тайны в небрежении, тот понесет ответ за крайнюю жестокость. С другой стороны никто не вправе считать, что он достойно причащается, это гордость или полное неразумение духовных истин, что наверное идет рука об руку. Причащаться святые отцы поучают всегда в чувстве собственного недостоинства перед Господними милосердием и человеколюбием.

Кажется "гордой" и сама постановка Вашего вопроса, что чувствует или должен чувствовать причащающийся Святых Таин. Если я не прав, что ничего он не должен чувствовать, кроме благодарности Господу за Его такое к нам милосердие и человеколюбие и еще иметь чувство долга не оскорбить святыню грехами. Чувствовать благодать может только духовный человек, который, по определению Игнатия Брянчанинова, есть живущий Божиим Духом, а мы можем лишь в исключительных случаях, по милости и снисхождению Господа. Святые отцы настойчиво советовали не искать и тем более не домогаться до благодатных ощущений, так как это неразумно, дерзко и чревато обманом и прочими пагубными последствиями. Таким образом, Ваш вопрос выглядит довольно опасно и небрежно.

>Но что чувствуют те православные христиане, которые после серьезного приготовления приступили к Причастию Святых Христовых Таин?

>Разумеется, слишком зацикливаться на этом и проявлять особенное внимание к своим чувствам, ожидать каких-то видений, вообще какого-то блага не стоит, но все-таки для маловоцерковленных хотелось бы как бы только намекнуть, что происходит с нами. Как бы заинтересовать их.

Они сами должны заинтересоваться, и нужно только потерпеть, когда Бог их Сам приведет к познанию истин. А так это выглядит несколько похожим на сектантские приемы задним путем "спасти" человека. Надо быть уверенным, что Господь печется о всякой человеческой душе и лучше знает, как ее просветить и к Себе привлечь, а тем более о той, которая ищет Его в простоте пусть еще и непросвещенного сердца. От нас, наверное, требуется только молиться за близких, еще не осознавших благодать, подаваемую Богом в Его Церкви, да не мешать своими медвежьими от недостатка терпения услугами. Намекнуть же им на благодать церковных Таинств можно, например, собственным добрым примером. Это будет и яснее и глубже и истиннее многих слов. Тем и сильна Православная Церковь, что она спасает не словами и фантазиями, а самим делом. Осталось только явить это собственным усилием, а если нет пока сил, смиряться и не брать на себя роль спасителя. Увы, по себе знаю, какой это большой и нелепый соблазн!

>Ясно, что вопрос о Причастии является в некотором смыслесокровенным, и святыню так просто выставлять на обозрение, как в музее, нельзя. Советуют даже целый день после Причастия проводить в тишине и молитве к Богу. Потому только кратенько, в двух словах хотелось бы услышать от воцерковленных какое-то описание - чувственное, а не "сухое богословствование" - того, что происходит.

Искать чувственного не в опыте православной духовной жизни, чувства должны быть прежде освящены долгим покаянным трудом и хождением во Святом Духе, а кто может про себя сказать такое! Наверное мало кто из нас... Чревато искать "необычного", а, увы, пока стоит обратить внимание на "сухое богословствование" прописных истин. Детям надо заниматься пока Букварем, а когда он будет освоен, тогда нам можно что и потверже получить. Да и как слепой может объяснить слепому, что такое свет? А мы и есть слепые и глухие, увы. Так что часто и чувств никаких не бывает, но от этого не унываем, а принимаем смиренно, как должное и естественное.

>Думается, что музыкальные шедевры композиторов, например, Чайковского, книги писателей, например, Достоевского, Гоголя и вообще все высокое, серьезное, не лукавое искусство могло создаваться людьми христианами,живущими церковной жизнью - исповедующимися и причащающимися.

>А искусство нецерковных людей есть в лучшем случае уровня не более, извините, "виляния задом", для которого и особого дара, и таланта не нужно.

>Потому такое высокое духовное искусство смогло появиться в Православных Византии, России. Даже советское искусство, если и давало положительные плоды, то как бы только на эффекте от прежней тысячелетней православной истории.

>Но вообще искусство - это здесь в теме уже как бы отступление, а главное - Причастие.

Трудно не согласиться, но не создалось бы впечатление, что высокое искусство это главное, что может дать Причастие. Оно дает спасение даже серому человеку, и он-то может быть в глазах Божиих выше всех человеческих гениев. Главный плод Причастия наверное должен быть духовный, то есть жизнь в Духе, а искусство ниже, оно из области душевного, как бы не приближалось к духовному. Плохо, когда смешивают одно с другим.

Простите, если что за многословием сказал не так.