От Иван
К Пётр  
Дата 08.09.2000 11:59:58
Рубрики Прочее;

Re: Что такое "русский народ" определение или решающее правило?

> Дать формальное определение народу, возможно, и интересная историко- (культурно-, ещё-какая-то-)теоретическая задача. Только что такое определение может дать, не будучи сведено к каким-то свойствам или проявлениям в человеке? Общее определение, оторванное о конкретики, ничего не подскажет о том как воспитывать русского ребенка, не скажет ничего о том, что требует какого-то исправления в себе (раз уж мы начали разговор с русского народного покаяния) и т.д.
 
 
— А я и не ставил себе такой задачи — Игорь попросил определиться в терминах, я и попытался дать сухое, формальное определение, как в словарях дают.  Чтобы было понятно, О ЧЕМ РЕЧЬ, не более того.
 
 
>>Рассуждая так, можно любое определение ниспровергнуть, разделив его, как на атомы, на неопределенные до этого понятия.  
 
> По-этому, и в данном случае, если уж строить рациональное определение, то не перенося в нем неопределенность с одних частей на другие вновь вводимые. Вообще же, по-моему, в рациональном определении здесь всегда будет присутствовать эта самя неопределенность, именно из-за того, что она вносится необходимостью учесть нечто душевное.
 
 
— Понимаешь, «неопределенность» — это тоже понятие относительное.  Если уж говорить о математике, то там аксиомами называется не нечто определенное, а просто то, что постулируется, называется НЕОПРЕДЕЛЕЯЕМЫМ, очевидным.  Иногда такие аксиомы бывают, что прозрачными их не назовешь.  Так и здесь — можно опускаться до уровня аксим беконечно, пока принудительно не определишь, что считать аксиомами.  Я для себя решил, что племенные понятия «великоросс», «белорус» подходят для того, чтобы быть аксиоматическими для понятия «русский» как более сложного.  Если у кого-то — тебя например, возникнет вопрос — «а что есть великоросс», не из желания поупрожняться в определениях, а потому, что ты подозреваешь например, как Игорь, что мы с тобой под этим разное понимаем, тогда другое дело.
 
 
> Нет, не будем. Будем применять правило «русский — тот, кто любит Россию» пытаясь ответить на вопросы: «может ли человек, сердцем своим любящий Россию, поступить так-то и так-то?»...
 
 
Петр, нравится тебе эта фраза — пожалуйста, но определением она не является, это, как ты сам писал ранее — решающее правило, в той или иной степени позволяющее КЛАССИФИЦИРОВАТЬ объект исследования.  Моей целью не было решающие правила формулировать — у меня, может быть, и другие на этот счет соображения есть или появились бы, но вопрос был, опять же, для меня не в этом.
 
 
>>По этому определению сербов, черногорцев можно записать в русские.  Я с этим не согласен.  Да и мало ли кто Россию любит и любил — этого недостаточно, по-моему, что называть этого человека русским.  Как минимум человек сам должен считать себя таковым :)
 
> Нет, нельзя записать. Любовь ставит свой объект в отношение исключительности к своему субъекту. По-нормальному :-) говоря, тот, кто что-то любит, выделяет это как нечто исключительное из ряда подобных. Если я абсолютно (полностью, совершенно) люблю Россию, я не могу уже абсолютно любить, скажем, Сербию, любовь к последней допустима, но она окажется на втором плане, она будет опосредована любовью к России.  
 
 
Любопытно.  Вот, православный человек должен любить Бога в первую очередь, затем — ближнего (в моем случае — жену, мать, дочку, брата, и т.д.).  Или нельзя уже говорить, скажем, о любви к матери, когда в первую очередь я должен любить Бога?  Всяая ли любовь обладает свойством «исключительности к своему объекту»?  По-моему, для православного человека, наоборот, этим свойством может обладать лишь любовь к Господу, иначе «исключительная любовь» будет нарушением первой заповеди любви, человек воздвигнет себе кумира.
 
 
Так и с сербами — почему они не могут любить и Россию, и Сербию ? (каждую — по-своему)?  Повторюсь опять, для меня заявление «Русский — тот, кто любит Россию» слишком широкое.  Даже «Русский — тот, кто больше всех стран на свете любит Россию» для меня не подходит — а как быть с народами и народностями, для которых Россия — единственная Родина (а такие есть даже среди российских неправославных народностей)?  Скажем, так к русским можно отнести, к примеру, башкир, калмыков, ...  Или они тоже русские в твоем понимании?