От Пётр
К All  
Дата 08.09.2000 09:52:49
Рубрики Прочее;

Что такое русскость? Возможны ли рациональные определния?...

>Я написал о народе, а не о некоторых его представителях.  народ сформировался на терриории исторической России, а где родился (заметь, родился, а не сформировался!) тот или иной его представитель — я об этом и словом не упомянул
 
 
Дать формальное определение народу, возможно, и интересная историко- (культурно-, ещё-какая-то-)теоретическая задача. Только что такое определение может дать, не будучи сведено к каким-то свойствам или проявлениям в человеке? Общее определение, оторванное о конкретики, ничего не подскажет о том как воспитывать русского ребенка, не скажет ничего о том, что требует какого-то исправления в себе (раз уж мы начали разговор с русского народного покаяния) и т.д. Даже существующие подобные определния феноменологичны: «русский народ создало принятие Православия», «русский народ сплотило Куликово поле»... И такой феноменологичный, т.е. описывающий проявления, какие-то внешние (а значит очевидные и ясные) движения, вполне оправдан с той самой русской, православной (не ищи здесь замкнутый круг!) точки зрения — судить по делам. Кстати, православная вера человека определяется подобным образом,— это одновременно знание о Боге, вера в Бога, и жизнь, согласная вере. В этом определении не предпринимается попытка указать с полной определенностью как такая вера, такое знание формируется, указывается, что они должны наличествовать и определять поступки, действия. В словах «русский — тот, кто любит Россию» есть нечто подобное. Указывается каким душевным качеством должен обладать человек (а душевное качество не поддается формально-рациональному определению, это можно только испытывать и чувствовать!) — любовью к России, а во вне такая любовь может проявляться только в поступках (так же как и любовь к Богу и ближнему проявляется в делах — делах веры).
 
Нужен пример. Вот возьми любую русофобскую декларацию и попробуй оценить — может ли такое провозглашать человек, искренне любящий Россию?
 
 
>Рассуждая так, можно любое определение ниспровергнуть, разделив его, как на атомы, на неопределенные до этого понятия.  
 
 
Почему же ниспровергнуть любое? Математический подход, который ты здесь применяешь, предполагает, что всякое новое определение строится на уже существующих определениях и аксиомах. Аксиоматические понятия не предполагают неопределенности, они по своему существу являются определенностью теории. По-этому, и в данном случае, если уж строить рациональное определение, то не перенося в нем неопределенность с одних частей на другие вновь вводимые. Вообще же, по-моему, в рациональном определении здесь всегда будет присутствовать эта самя неопределенность, именно из-за того, что она вносится необходимостью учесть нечто душевное. Душевные же свойства не поддаются рассудочным определениям. Рассудосное определение задесь, тем самым, может стать определенным только, если из него исключена эта душевная неопределимая часть, но это сделает такое определение ущербным и негодным.
 
 
>Цель определения — определить сложное через более понятное, простое, очевидное.  По-моему, великорусская народность — это нечто более определеяемое, во всяком случае для меня.  Достаточно историю изучить, про суздальскую, Владимирскую Русь и т.д.
 
 
Нельзя до конца определить народ, ты пытаешься эту неопределенность решить вводя в утверждение народности. Но это лишь переносит неопределенность на них и только, о чем написал выше.
 
 
>Конечно, традиция определяется в проявления.  Православная традиция основывается на «претворении в жизнь» Евангельских заповедей.  Что, будем русскую культуру определеять?  По-моему, так можно далеко зайти :)
 
 
Нет, не будем. Будем применять правило «русский — тот, кто любит Россию» пытаясь ответить на вопросы: «может ли человек, сердцем своим любящий Россию, поступить так-то и так-то?»...
 
 
>По этому определению сербов, черногорцев можно записать в русские.  Я с этим не согласен.  Да и мало ли кто Россию любит и любил — этого недостаточно, по-моему, что называть этого человека русским.  Как минимум человек сам должен считать себя таковым :)
 
 
Нет, нельзя записать. Любовь ставит свой объект в отношение исключительности к своему субъекту. По-нормальному :-) говоря, тот, кто что-то любит, выделяет это как нечто исключительное из ряда подобных. Если я абсолютно (полностью, совершенно) люблю Россию, я не могу уже абсолютно любить, скажем, Сербию, любовь к последней допустима, но она окажется на втором плане, она будет опосредована любовью к России.  "Я люблю что-то" не равносильно «мне это нравится». Отношение «нравится» не делает тот предмет, который понравился исключительным из всех ему подобных. Любовь же делает это.