От Андрей Павлов
К Пётр  
Дата 20.09.2000 07:18:07
Рубрики Прочее;

Re: Просьба; Да вот же!

Ревнитель благочестия, №13.
 
Леонид Болотин,  г. Москва
 
 
СВЯТОЙ ЦАРЬ-ИСКУПИТЕЛЬ ПРИМИРЯЕТ И СОЕДИНЯЕТ РОССИЮ
 
- СВЯТОЙ ГОСУДАРЬ ВООРУЖАЕТ ЦЕРКОВЬ НА ПОБЕДОНОСНУЮ
 
БРАНЬ
 
 
   Этот материал, написанный почти четыре года назад, до сих пор так и не
 
был нигде опубликован, хотя предлагался в ряд известных православно-
 
патриотических изданий. В 1998 году возникла надежда, что он увидит свет в
 
составе моей книги «Ключи власти», но августовский кризис совместно с
 
другими обстоятельствами не позволили исполниться этой надежде. Увы, на
 
взгляд автора, памфлет не утратил актуальности до сих пор, тем более, что
 
возникшие было разговоры о скорейшем прославлении Святых Царственных
 
Мучеников среди людей, близких к Чистому переулку, вновь как-то затихли.
 
Именно поэтому обращаюсь к издателям альманаха "Ревнитель
 
православного благочестия" со смиренной просьбой опубликовать этот
 
памфлет именно в первоначальном виде, хотя, если бы материал писался
 
сейчас, вероятно, автор не решился употребить некоторые выражения,
 
привычные для него в 1996 году.
 
   Существует эволюция взглядов и настроений в церковной общественности,
 
во многом материал посвящен этой эволюции, которая осуществляется
 
небесным заступлением Императора-Великомученика Николая. Движение за
 
прославление Святого Благоверного Царя-Мученика давно перестало быть
 
маргинальным и полу подпольным. Отец Александр Шаргунов издал уже
 
третью книгу, посвященную царским чудесам. Многие Владыки теперь
 
открыто чтут Государя как Святого, распоряжаются о написании фресок с
 
Августейшими Подвижниками в кафедральных соборах, служат литургии по
 
царским дням, благословляют своих клириков служить молебны. И Патриарх,
 
и Митрополит Ювеналий уже неоднократно высказывались публично о
 
святости Царя. Но вот опять странные веяния: в начале февраля была
 
фактически запрещена богословская конференция в Дивеево, посвященная
 
проблеме канонизации Царской Семьи. Именно поэтому я прошу «Ревнитель»
 
опубликовать статью в неизменном виде. 2 апреля 2000 года по Р.Х.,
 
Крестопоклонная Неделя
 
В последние годы мне неоднократно приходилось слышать от вполне
 
церковных и порой весьма авторитетных людей, что поспешная канонизация
 
Царя-Мученика Николая Александровича в России может вызвать если не
 
раскол и церковную смуту, то, по крайней мере, болезненное расслоение в
 
церковной среде, которое опасно и нежелательно в наше и без того мятежное
 
время. Говорилось, что, с одной стороны, до сих пор в широких
 
простонародных массах бытует клеветнически искаженный образ
 
Августейшего Подвижника, и необходимо провести кропотливую и
 
долговременную просветительскую работу. С другой стороны, шла речь, что
 
нужно фундаментальным агиографическим и богословским исследованием
 
обезоружить сознательных и злонамеренных противников прославления
 
Государя-Страстотерпца, которые упорно интригуют и разрушают
 
единомыслие по этому вопросу уже в сфере высших Церковных Властей. Все
 
это важно и необходимо, но вовсе не может являться причиной отсрочки
 
прославления Царственных Мучеников Дома Российского. Сам Государь в
 
Своем Небесном служении, как и прежде в земном, посвятил Себя делу
 
спасения и умирения России, восстановления ее соборного единства. Именно
 
прославление Его в лике святых всею земною полнотою Православной
 
Церкви должно положить предел нашему разделению и смуте. А я, грешный,
 
являясь на словах вроде бы убежденным и деятельным сторонником
 
скорейшего прославления Государя в России, вдруг малодушно колебался,
 
если не внутренне, то внешне уступая политической логике бренных мнений.
 
И Святое Царское заступление пред Богом, которое самому мне неведомо
 
сколь кратно сопутствовало на жизненной дороге, как бы отдалялось от меня,
 
и я буквально повергался в пучину современного ада, который беззаконно
 
царит сейчас здесь на нашей сиротской земле. И мои молитвы к Святым как
 
бы не были слышны Ими. Книга «Чудеса Царственных Мучеников», любовно
 
составленная настоятелем московского храма Святителя Николая
 
Чудотворца в Пыжах, отцом протоиереем Александром Шаргуновым, со всей
 
христианской прямотой и однозначностью обличила и устыдила меня (Чудеса
 
Царственных Мучеников. По благословению Митрополита Санкт-
 
Петербургского и Ладожского Иоанна. Собрал и составил протоиерей
 
Александр Шаргунов. М.-СПб., 1995). Именно собственная смущенная и
 
охладевшая ревность по Бозе при чтении этой замечательной книги стала мне
 
во всей очевидности и определенности видна. А когда видно, то и легче
 
понять, откуда пришла душевная порча, остуда, и легче справиться с грехом.
 
Я не раз пытался проследить памятью, как входило в меня почитание
 
святости Царской Семьи, и тем засвидетельствовать свой опыт духовного
 
общения с  Новомучениками. В ноябре 1967 года по всей стране праздновался
 
юбилей Октябрьской революции. Особые торжества намечались в
 
Ленинграде, где, кроме грандиозных демонстрации и салюта, даже
 
собирались инсценировать штурм Зимнего Дворца, чего впрочем так и не
 
случилось. Мне тогда было десять лет, жили мы в Ярославле, где отец
 
работал собственным корреспондентом одной центральной газеты. И вот
 
отец решил всей семьей отправиться ноябрем в Ленинград на редакционной
 
машине. По дороге я много расспрашивал о революции, о крейсере «Аврора»,
 
и тогда, кажется впервые, я узнал, что вся Царская Семья была убита,
 
включая Детей, и что с Ними расстрелян был даже дядька Царевича матрос
 
Климент Нагорный. На мои вопросы об этом — почему, отец отвечал общо.
 
Дескать, так надо было, хотя в глубине несказанного чувствовалось, что он с
 
уважением относится к мужественному поступку матроса, не предавшего
 
своего Подопечного. А мать думала по-другому и уж точно никак не
 
оправдывала убийства Царских Детей. Тот случай зародил какую-то
 
двойственность, неопределенность моего отношения к этому очень
 
страшному событию в нашей истории, однако советское, совершенно не
 
церковное воспитание со временем вытеснило желание разобраться с этим в
 
несознательные глубины души. Только летом 1983 года, накануне моего
 
крещения, когда у меня только что родился сын, я вновь осознанно и
 
обостренно коснулся Царской темы. Для «Нового мира» писал тогда
 
внутренние рецензии в отделе прозы. Мне досталась рукопись какого- то
 
свердловского сочинителя о заточении и убийстве Царской Семьи. Повесть
 
была безграмотной, примитивной — в самых мрачных коммунистических
 
традициях. Но меня заинтересовали какие-то факты, которые прежде мне не
 
встречались у М.Касвинова, прочитанного еще в школе. И я, вопреки обычаю
 
побыстрее отделаться от рукописи, да и от готовой рецензии, долго тянул
 
резину, вынашивая мысль связаться с автором, чтобы выяснить у него
 
источники и только потом передавать критический отзыв в редакцию для
 
отсылки ему. Однако одновременно с воцерковлением Царская тема так
 
захватила меня, что для получения сведений уже не было нужды обращаться к
 
свердловскому графоману. Через новых церковных знакомых добыв и прочтя
 
книги М.К.Дитерихса, С.С.Ольденбурга, Е.Е.Алферьева, Н.А.Соколова,
 
Роберта Вильтона, П.Пагануцци, В.С.Кобылина и других авторов, я стал
 
систематически и профессионально заниматься исследованием жизни Царской
 
Семьи и обстоятельств Их мученической кончины. Тогда же я стал в молитвах
 
обращаться к Царственным Мученикам, хотя сознанием не замечал
 
действенность этих молитв. Иначе бывало, например, с обращениями к
 
Преподобному Серафиму Саровскому — результат был мгновенным и
 
потрясающим всякий раз мои ветхие представления о мире. Сейчас я верю,
 
что и тогда Святые Царственные Мученики духовно поддерживали меня, но
 
Господь до поры не раскрывал этого моему пониманию. И вот однажды, это
 
было в 1985 году, мы разговорились с другом о святости Царя-Мученика.
 
Приятеля волновал вопрос, можно ли Ему молиться, когда Он не прославлен
 
Русской Православной Церковью (Московской Патриархией, за границей
 
русские люди прославили Царя 1 ноября 1981 года). — А я молюсь Ему... -
 
ответил я просто, не желая вдаваться в совершенно непонятные мне тогда
 
канонические сложности этого вопроса.
 
 
См Продолжение