От чтец Георгий
К Лев Тихонов  
Дата 14.10.2000 06:33:23
Рубрики Прочее;

Re (6): Чью сторону взять? — Свою! Какую именно?

Во времена существования России Исторической — т.е. до появления известной декларации Бальфура и всего за нею последовавшего, — в Палестине-части империи Оттоманов процветало православное храмостроительство, огромное Русское Подворье принимало многие тысячи паломников. Все это, впрочем, хорошо известно. Несмотря на всяческие нестроения, — удавалось хранить русское церковное имущество и во времена т.н. «британского мандата». Возростало и число арабов-православных христиан (не забудем, что несмотря на прекращение помощи из России (превращенной в Совдепию) в Палестине продолжали действовать русские амбулатории и школы; еще лет пятнадцать назад я встречал на Св. Земле престарелых палестинок, недурно владеющих истинно-русским языком...
 
Затем наступили 1948-49 годы. Русское имущество было отобрано у Церкви Зарубежной — и передано...кому? Московскому Патриархату? — не вполне точно. Как бы то ни было, менее чем через полтора десятилетия — почти все — за фарсовую цену в 5 000 000 долларов, выплаченную апельсинами «из Марокко» — возвратилось к оккупационной администрации. Остался Горненский монастырь в Эн-Карем-Горнем Граде. Все палестинцы — жители Горнего Града, были изгнаны, их дома отданы приезжим из-за морей, или разрушены. И остался Св. Троицкий миссийский храм, стоящий на площадке посреди бывших миссийских странноприимниц.  В этих зданиях — разместилось полицийское управление и камеры для задержанных. Еще до рассвета палестинки в белых платах присаживаются на православные русские ступенечки у паперти: пришли узнать — как там их мужики и сыновья, схваченные и уведенные ночью.
 
На палестнинских территориях, отошедших и Иорданскому Королевству (с Восточным Иерусалимом) — сохранялось вожделенное statu quo.
 
Но — после Третьей Палестинской войны 1967 г. оно, толико вожделенное, было несколько нарушено. Храмостроительство, да и сама проповедь христианства — были запрещены оккупационным законом. Заместо большевиков — купленную на русские милостинные деньги святую землю принялся продавать оккупационному начальству граф Алексей Юрьевич Граббе (он же — бывший начальник Русской Духовной Миссии Церкви Зарубежной архимандрит Антоний; впоследствии лишен сана, но под суд не отдан: — лицо влиятельное, вот владыки наши преосвященные и замешкались). Продавал, правда, учаски много меньшие, зато брал подороже.
 
Все дальнейшее, о чем можно было бы поговорить — так или иначе прикосновенно к деликатной материи взаимоотношений Церкви Отечественной и Церкви Зарубежной. Или, лучше сказать, — к тому, как эти отношения направляются всем нам знакомыми не-церковными институциями. Скажу только одно: никогда бы Ясир Арафат не смог бы, при всем горячем желании, «передать РПЦ МП» участки сперва в Хевроне, а затем — в Иерихоне, не будь на то прямого согласия со опртеделенной стороны; вернее, не будь вся эта крайне вредная и для Церкви отечественной, и для Церкви в рассеянии  операция — с начала и до конца организована теми, кому она и оказалась на пользу. Вот, в частности, мы слышим соображения, согласно которым «лучше чтобы израильтяне владели Восточным Иерусалимом, а то Арафат все разграбит/отдаст МП». Устроители операции именно такие чувства и планировали вызвать.