От Лев Тихонов
К чтец Георгий  
Дата 14.10.2000 12:42:32
Рубрики Прочее;

Re (7): Чью сторону взять? — Свою! Какую именно?

Дорогой Георгий!
 
 
Сначала общее замечание. Вы говорите, в общем-то, общеизвестные вещи, но почему-то зацикливаетесь на русском православии в Святой Земле. Однако, помимо Русской Миссии, в тех краях существует законная Поместная Иерусалимская Церковь, судьба которой волновала Русских Государей не в меньшей степени, чем дела Палестинского Общества.
 
 
И когда я говорю о Православии во Святой Земле, я имею в виду не только русское православие, но и греческое, и арабское.
 
 
 
> Во времена существования России Исторической — т.е. до появления известной декларации Бальфура и всего за нею последовавшего, — в Палестине-части империи Оттоманов процветало православное храмостроительство, огромное Русское Подворье принимало многие тысячи паломников.
 
 
Оно не само по себе процветало, а с помощью колоссальных дипломатических усилий и огромных средств, расходовавшихся на взятки оттоманской администрации.
 
 
 
> Все это, впрочем, хорошо известно. Несмотря на всяческие нестроения, — удавалось хранить русское церковное имущество и во времена т.н. «британского мандата». Возростало и число арабов-православных христиан (не забудем, что несмотря на прекращение помощи из России (превращенной в Совдепию) в Палестине продолжали действовать русские амбулатории и школы; еще лет пятнадцать назад я встречал на Св. Земле престарелых палестинок, недурно владеющих истинно-русским языком...
 
 
А я их встречал и три года назад — например, чудесная мать Вероника на Елеоне. И не такая уж она престарелая на вид (хотя, быть может, выглядит моложе своих лет).
 
 
А еще я знаком со схимонахиней Иоанной с Сорокадневной горы в Иерихоне — эмигранткой, выехавшей из России по еврейской линии 20 с лишним лет назад, побывавшей и в послушницах у св. Иоанна Максимовича в Сан-Франциско, и монахиней на Елеоне. Три года назад она серьезно рассчитывала на помощь близ расположенной военной базы ЦАХАЛА в строительстве на вершине горы. От палестинской администрации ждать было нечего, кроме строящейся канатки и намерения превратить существующий монастырь в туристический объект.
 
 
 
> Затем наступили 1948-49 годы. Русское имущество было отобрано у Церкви Зарубежной — и передано...кому? Московскому Патриархату? — не вполне точно. Как бы то ни было, менее чем через полтора десятилетия — почти все — за фарсовую цену в 5 000 000 долларов, выплаченную апельсинами «из Марокко» — возвратилось к оккупационной администрации.
 
 
 
Ну и кто в этом виноват? Жиды или коллаборационист-Хрущ? Кто ж откажется от такого подарка? Или Вы от окупационной администрации ожидали благородного отказа?
 
 
 
> Еще до рассвета палестинки в белых платах присаживаются на православные русские ступенечки у паперти: пришли узнать — как там их мужики и сыновья, схваченные и уведенные ночью.
 
 
Я не знаю, чьи воспоминания и какого времени Вы цитируете. Я три месяца почти ежедневно проходил мимо Миссии и ни одной рыдающей палестинки там не встречал.
 
 
 
> На палестнинских территориях, отошедших и Иорданскому Королевству (с Восточным Иерусалимом) — сохранялось вожделенное statu quo.
 
 
Иордания — действительно, очень спокойная страна, мусульманский экстремизм не жалующая. Впрочем, палестинцев она рэзала не меньше, чем евреи.
 
 
 
> Но — после Третьей Палестинской войны 1967 г. оно, толико вожделенное, было несколько нарушено. Храмостроительство, да и сама проповедь христианства — были запрещены оккупационным законом.
 
 
Можно подумать, что в Иордании разрешена проповедь христианства среди мусульман. ЖЫды не терпят такой проповеди среди своих, но в дела христианских и мусульманских общин не вмешиваются.
 
 
Листовки на столбах в Западном Иерусалиме, язык — русский: «Внимание! По домам ходят люди и призывают соблюдать Тору. Не верьте им, это »Свидетели Иеговы", за ними кроется ХРИСТИАНСТВО!"
 
 
 
>Заместо большевиков — купленную на русские милостинные деньги святую землю принялся продавать оккупационному начальству граф Алексей Юрьевич Граббе (он же — бывший начальник Русской Духовной Миссии Церкви Зарубежной архимандрит Антоний; впоследствии лишен сана, но под суд не отдан: — лицо влиятельное, вот владыки наши преосвященные и замешкались). Продавал, правда, учаски много меньшие, зато брал подороже.
 
 
 
Несколько лет назад Русская Миссия (МП) официально подписала отказ от претензий на захваченную кем-то территорию русской больницы (если не ошибаюсь) в Назарете.
 
 
 
> Вот, в частности, мы слышим соображения, согласно которым «лучше чтобы израильтяне владели Восточным Иерусалимом, а то Арафат все разграбит/отдаст МП». Устроители операции именно такие чувства и планировали вызвать.
 
 
 
Возможно. Но не по адресу. Я ни в коем случае не сторонник одностороннего разрешения конфликта в пользу Израиля. Православию в тех краях благоприятствует именно непрекращающаяся холодная война, когда арабы являются «костью в горле» у евреев. А вот переход этой войны в «горячую» фазу и смещение хрупкого равновесия в одну из сторон IMHO крайне нежелательны.
 
 
 
С любовью о Христе,
 
Лев.