От д. Андрей Кураев
К Олег К  
Дата 27.01.2001 23:32:33
Рубрики Прочее;

Re (3): Да, мистика тут не причем

И вновь Вы не заметили сути моей позиции. Ни к чему я не «начал приближаться». Первое издание моей книжки «О нашем поражении» вышло еще в 1996 году. И о штрих-кодах и «налоговых номерах» я начал  говорить в своих лекциях еще тогда, когда в России эта тема еще была неизвестна. Но когда я заметил, с каким энтузиазмом новоявленные иннэнисты готовы приносить судьбы реальных людей и реальной Церкви в жертву своим футурологическим теориям и страхам, когда увидел, что страх будущего греха порождает вполне реальные грехи сегодняшние, я решил сместить акценты своих выступлений.
 
А по сути вопроса — нигде в церковном предании не значится, что христианин обязан сражаться за свою личную политическую и экономическую свободу. «Аще и можеши свободен быти...» Оттого я и не вижу никакого греха в поведении наших предков, которые понуждались идти в крепостную кабалу — и при этом не митинговали и не протестовали... Церковные же власти той поры скорее в качестве грешников рассматривали именно протестующих. Вы путаете интеллегентские добродетели «шестидесятников» с системой церковных ценностей. А это не одно и то же.
 
И вновь я вернусь  к пояснению своей позиции. Я воспитан в консервативной церковной традиции. И именно потому не могу беспроблемно и однозначно приветствовать нынешние призывы «воспротивиться тоталитаризму». Ведь церковная традиция всегда поддерживала нарастание государственнной мощи. Для русского православия свойственна государственническая позиция. Даже языческая Римская империя некоторыми отцами именовалась «удерживающим». Эта готовность  увижеть сходство в служении Святого Духа (по другим толкованием началом, «удерживающим» мир от окончательного торжества в нем зла является именно Дух Божий) и даже языческой империи многое значит. Значит как минимум то, что защита политической  и экономической автономии личности перед лицом закона и государства не может быть всегдашним и безусловным императивом христианского поведения.
 
И когда сегодня нас науськивают  на Российское государство — то та часть моей души, которая была воспитана на московских интеллигентских  кухнях, конечно,  готова с азартом поддержать «протест». Но та часть души, что была воспитана в Лавре, робко вопрошает: а с церковной традицией, с преданием это согласуемо ли? Да, когда государство вмешивалось в дела самой Церкви, когда понуждало к нарушению православных догм — Церковь всегда сопротивлялась. Но вопрос об ИНН не относится к вопросам вероучительным. Благодать Божия ведь не покинула храмы, монастыри, епархии, принявшие ИНН.