От Александр Килим
К Йошка Финкль  
Дата 16.05.2002 10:41:46
Рубрики Прочее;

Re (3): Диалог?

Уважаемый Йошка!
 
 
Признаюсь, для меня, русского человека, несколько необчно, даже по-панибратски грубовато, звучит такое имя для обращения. В русском варианте это, вероятно, соответствует имени Иосиф? Ну ладно, раз уж Вы сами так назвались, не буду узурпировать Ваше право на свободу волеизъявления... :-)
 
 
Теперь по сути написанного Вами.
 
 
Я далек от мысли, что Вы пришли сюда с какими-то недобрыми намерениями, например, чтобы спровоцировать нас как-то, либо разубедить в нашей Вере и т.п. Принимая во внимание, что побудительными мотивами у Вас являются благие намерения как-то «примирить» Христианство и иудаизм, хочу заметить, что Вы не являетесь «первопроходцем» в этом направлении. Много было и до Вас таких людей, пытавшихся примирить непримиримое и сочетать несочетаемое. Такие усилия неизменно приводили к негативным (в лучшем случае — к нулевым) результатам. Яркий пример — убиенный прот.Александр Мень, который пытался это сделать с позиций Христианства. Вы же выступаете с позиций иудаизма, что является еще более, простите за откровенность, абсурдной идеей.
 
 
На мой вопрос, по каким проблемам, Вы считете, возможен межрелигиозый диалог, Вы очертили 3 темы: Ветхий Завет, 10 заповедей и «вопросы морали и этики».
 
 
О Ветхом Завете. Православными отцами Церкви Ветхий Завет рассматривается как Ветхозаветные Евангелия, т.е. отражение Благой Вести о Господе и Спасителе нашем Иисусе Христе. Поэтому Ветхий и Новый Заветы неразрывно между собой связаны. И нельзя рассматривать Ветхий Завет в отрыве от Нового. Простите за может быть не очень удачную аналогию, но это все равно как, допустим, рассматривать творчество А.С.Пушкина, органичившись его внутриутробным или младенческим периодом жизни.
 
Как Ветхий, так и Новый Завет от первой до последней буквы являются Божественным Откровением. Не являясь специалистом в области Экзегетики (раздела Богословия, имеющего дело с толкованиями Священного Писания), считаю дерзновенным прилагать свой слабый ум к священным текстам Божественного Откровения. Тем более что в Православии имеется огромное количество литературы, в том числе и творений святых отцев, по Экзегетике. Если интересуетесь, могу поискать ссылки. Понимаю, что существуют т.н. «трудные места» в Библии, но разговор на эту тему может быть интересен и полезен только с православными людьми, хорошо знающими как само Священное Писание, так и толкования. Раввинистическо-талмудическое трактование Ветхого Завета, которое, возможно, Вы хотели бы нам изложить, вряд ли нас заинтересует. Простите.
 
 
О Десятослове. Могу предложить Вам ссылку на книгу весьма почитаемого среди чад Русской Православной Церкви архим.Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди».
 
 
http://www.wco.ru/biblio/books/ioannkr1/Main.html
 
 
Думаю, там дан исчерпывающий ответ о православном почитании Десяти Заповедей.
 
 
По «вопросам морали и этики». В каждой религиозной доктрине эти вопросы трактуются по-разному (например, в исламе многоженство считается благодетельным, в Христанстве же — это тяжкий грех блуда... и т.п.) . Поэтому искать «общий знаменатель» было бы ненужной тратой времени и сил впустую.
 
 
Теперь о самой возможности и целесообразности диалога (о дискуссиях, полемика, дебатах речи даже не идет). Некотрое время назад на данном Форуме мы пытались вести взаимоуважительный диалог с представителем религозной харизматической секты «Евреи за Христа». Несмотря на то, что представители этой секты почитают Иисуса Христа как Спасителя, Богом Сыном, тем не менее наш диалог не получился. Все уперлось в «богоизбранность и исключительность еврейского народа». О том, как это происходило, могу дать ссылку на архив:
 
 
http://voskres.orthodoxy.ru/archive2/20142.html
 
 
Вообще же я убежден, что дискуссии, далоги, о вере даже теми, кто именует себя христанами (например, католиками или протестантами) не имеют смысла (в этом Вы можете убедиться, почитав архивы РБ). А уж с теми, кто не исповедует Иисуса Христа Спасителем мира и подавно.
 
 
Так что я полностью согласен с уважаемыми Андреем Львовичем Рюминым и Львом (ЛТ), что диалог по религиозным аспектам невозможен. Однако разговор по вопросам истории и политики вполне возможен и интересен, но при условии уважительной и спокойной манеры ведения беседы.
 
 
р.Б. Александр Васильевич Килим
 
 
P.S. Даю Вам еще ссылку на небольшую книжку по теме:
 
 
Николай Амврази. «История о чудесном обращении ко Христу еврейского раввина Исаака»
 
 
http://www.wco.ru/biblio/books/amvrazi1/main.html