Путь к взаимному пониманию
> Уважаемый Йошка! > > Признаюсь, для меня, русского человека, несколько необчно, даже по-панибратски грубовато, звучит такое имя для обращения. В русском варианте это, вероятно, соответствует имени Иосиф? Ну ладно, раз уж Вы сами так назвались, не буду узурпировать Ваше право на свободу волеизъявления... :-) Смело называйте меня Йошкой :-) > > Теперь по сути написанного Вами. > > Я далек от мысли, что Вы пришли сюда с какими-то недобрыми намерениями, например, чтобы спровоцировать нас как-то, либо разубедить в нашей Вере и т.п. Мои намерения соответствуют заявленой цели рассмотреть возможность диалога между Православными и Иудеями; диалога, основанного на общих корнях нашей веры. >Принимая во внимание, что побудительными мотивами у Вас являются благие намерения как-то «примирить» Христианство и иудаизм, хочу заметить, что Вы не являетесь «первопроходцем» в этом направлении. Много было и до Вас таких людей, пытавшихся примирить непримиримое и сочетать несочетаемое. Такие усилия неизменно приводили к негативным (в лучшем случае к нулевым) результатам. Яркий пример убиенный прот.Александр Мень, который пытался это сделать с позиций Христианства. Вы же выступаете с позиций иудаизма, что является еще более, простите за откровенность, абсурдной идеей. Возможно я недостаточно четко выразился я не собираюсь «примирять», я лишь хочу увидеть, есть ли возможность взаимопонимания. Я, например, не могу примириться с некоторыми взглядами на Иудаизм, но это не значит, что я Вас не понимаю. И наоборот Вы не можете примириться с моими взглядами, но это не значит, что Вам недоступно понимание моих мотивов. > На мой вопрос, по каким проблемам, Вы считете, возможен межрелигиозый диалог, Вы очертили 3 темы: Ветхий Завет, 10 заповедей и «вопросы морали и этики». > О Ветхом Завете. Православными отцами Церкви Ветхий Завет рассматривается как Ветхозаветные Евангелия, т.е. отражение Благой Вести о Господе и Спасителе нашем Иисусе Христе. Поэтому Ветхий и Новый Заветы неразрывно между собой связаны. И нельзя рассматривать Ветхий Завет в отрыве от Нового. Именно такое положение в нашем разговоре я и подразумевал! Вы высказываете свое мнение как Христианин, а я как Иудей. Я с уважением отношусь к Вашему мнению и не даю негативную критику (и Вы со своей стороны также), я лишь высказываю свое мнение по общему вопросу. Приведу простой пример, связаный с заповедью «Не убий». В иудаизме это довольно четкое предписание которое в переводе должно было звучать как «не совершай преступления убийства». Это, конечно не все, что касается этой заповеди в Иудаизме, но большинство мест связанных с этой заповедью с полным основанием можно считать белее юридическими, чем духовными вопросоми. Но в Христианстве эта заповедь имеет некоторые последствия (я имею ввиду более широкое понимание слов «не убий»), чем просто совершение криминального действия не могли бы Вы высказаться по этому поводу? Именно такой диалог (путь к взаимопониманию) я имею ввиду. Как видите, речь не идет о примирении лишь о понимании позиций. > Как Ветхий, так и Новый Завет от первой до последней буквы являются Божественным Откровением. Не являясь специалистом в области Экзегетики (раздела Богословия, имеющего дело с толкованиями Священного Писания), считаю дерзновенным прилагать свой слабый ум к священным текстам Божественного Откровения. Я не предлагаю толковать Писания, я предлагаю высказать свою личную точку зрения по вполне светским вопросам морали и этики и, если получиться, поговорить о духовной жизни так как ее понимают обычные люди, не богословы по-образованию. Вы же не запрещаете себе думать на эти темы или опираться на свои мысли (по-поводу морали и этики) в тех или иных жизненных ситуациях, верно? Речь идет не о толковании, а о личных мыслях о добре и зле, о наших представлениях о морали. >Тем более что в Православии имеется огромное количество литературы, в том числе и творений святых отцев, по Экзегетике. Если интересуетесь, могу поискать ссылки. Понимаю, что существуют т.н. «трудные места» в Библии, но разговор на эту тему может быть интересен и полезен только с православными людьми, хорошо знающими как само Священное Писание, так и толкования. Раввинистическо-талмудическое трактование Ветхого Завета, которое, возможно, Вы хотели бы нам изложить, вряд ли нас заинтересует. Простите. Спасибо еще раз за ссылки, но ведь живое общение более интересно. По-поводу того, что я хотел бы изложить хм... Вы в некоторой степени правы, т.к. я не могу высказывать точку зрения Иудаизма и в той или иной степени не опираться на сам Иудаизм. Но моей целью не стоит в чем-то переубедить Вас, тем более, что вот уже более чем 2000 лет Иудаизм не занимается миссионерской деятельностью. > О Десятослове. Могу предложить Вам ссылку на книгу весьма почитаемого среди чад Русской Православной Церкви архим.Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди». > > http://www.wco.ru/biblio/books/ioannkr1/Main.html > > Думаю, там дан исчерпывающий ответ о православном почитании Десяти Заповедей. Спасибо за ссылку, я действительно ценю информацию, которую Вы мне предлагаете. > По «вопросам морали и этики». В каждой религиозной доктрине эти вопросы трактуются по-разному (например, в исламе многоженство считается благодетельным, в Христанстве же это тяжкий грех блуда... и т.п.) . Поэтому искать «общий знаменатель» было бы ненужной тратой времени и сил впустую. Речь не о поиске общего знаменателя, а о возможных путях понимания. Мне кажеться наоборот, что такие пути существуют иначе я бы и не стал затевать этого диалога и если мы даже и не придем к взаимопониманию в результате этого разговора, но хотя бы увидем возможные пути к этому это будет очень большим делом. > Теперь о самой возможности и целесообразности диалога (о дискуссиях, полемика, дебатах речи даже не идет). Некотрое время назад на данном Форуме мы пытались вести взаимоуважительный диалог с представителем религозной харизматической секты «Евреи за Христа». Несмотря на то, что представители этой секты почитают Иисуса Христа как Спасителя, Богом Сыном, тем не менее наш диалог не получился. Все уперлось в «богоизбранность и исключительность еврейского народа». О том, как это происходило, могу дать ссылку на архив: > > http://voskres.orthodoxy.ru/archive2/20142.html > > Вообще же я убежден, что дискуссии, далоги, о вере даже теми, кто именует себя христанами (например, католиками или протестантами) не имеют смысла (в этом Вы можете убедиться, почитав архивы РБ). А уж с теми, кто не исповедует Иисуса Христа Спасителем мира и подавно. Я согласен на 100%. Я еще раз хочу подчеркнуть, что речь не идет о том кто более прав и т.п. (такого порядка), хотелось бы всего лишь увидеть путь. > Так что я полностью согласен с уважаемыми Андреем Львовичем Рюминым и Львом (ЛТ), что диалог по религиозным аспектам невозможен. Однако разговор по вопросам истории и политики вполне возможен и интересен, но при условии уважительной и спокойной манеры ведения беседы. Возможно я в прошлый раз сделал слишком сильный упор на слово «религиозный» я ни в коем случае не имел ввиду «религиозный диспут». Речь идет о том, что в вопросах морали общих для всех людей мы с Вами опираемся на то, что нам говорит наша Вера. Вот в этом вопросе и интересно было бы узнать мнение друг друга. Но устраивать диспут занятие без смысла, по-моему личному мнению гораздо более важно понять собеседника, чем переубедить его. > р.Б. Александр Васильевич Килим Надеюсь, что Вы не воспримите мои возражения в качестве агрессии я хотел лишь более верно объяснить мою позицию и цели этого диалога. С уважением, Йошка Финкль.