От Йошка Финкль
К Александр Килим  
Дата 17.05.2002 13:02:28
Рубрики Прочее;

Путь к взаимному пониманию

> Уважаемый Йошка!
 
>
 
> Признаюсь, для меня, русского человека, несколько необчно, даже по-панибратски грубовато, звучит такое имя для обращения. В русском варианте это, вероятно, соответствует имени Иосиф? Ну ладно, раз уж Вы сами так назвались, не буду узурпировать Ваше право на свободу волеизъявления... :-)
 
 
Смело называйте меня Йошкой :-)
 
 
>
 
> Теперь по сути написанного Вами.
 
>
 
> Я далек от мысли, что Вы пришли сюда с какими-то недобрыми намерениями, например, чтобы спровоцировать нас как-то, либо разубедить в нашей Вере и т.п.
 
 
Мои намерения соответствуют заявленой цели — рассмотреть возможность диалога между Православными и Иудеями; диалога, основанного на общих корнях нашей веры.
 
 
>Принимая во внимание, что побудительными мотивами у Вас являются благие намерения как-то «примирить» Христианство и иудаизм, хочу заметить, что Вы не являетесь «первопроходцем» в этом направлении. Много было и до Вас таких людей, пытавшихся примирить непримиримое и сочетать несочетаемое. Такие усилия неизменно приводили к негативным (в лучшем случае — к нулевым) результатам. Яркий пример — убиенный прот.Александр Мень, который пытался это сделать с позиций Христианства. Вы же выступаете с позиций иудаизма, что является еще более, простите за откровенность, абсурдной идеей.
 
 
Возможно я недостаточно четко выразился — я не собираюсь «примирять», я лишь хочу увидеть, есть ли возможность взаимопонимания.
 
 
Я, например, не могу примириться с некоторыми взглядами на Иудаизм, но это не значит, что я Вас не понимаю. И наоборот — Вы не можете примириться с моими взглядами, но это не значит, что Вам недоступно понимание моих мотивов.
 
 
> На мой вопрос, по каким проблемам, Вы считете, возможен межрелигиозый диалог, Вы очертили 3 темы: Ветхий Завет, 10 заповедей и «вопросы морали и этики».
 
 
> О Ветхом Завете. Православными отцами Церкви Ветхий Завет рассматривается как Ветхозаветные Евангелия, т.е. отражение Благой Вести о Господе и Спасителе нашем Иисусе Христе. Поэтому Ветхий и Новый Заветы неразрывно между собой связаны. И нельзя рассматривать Ветхий Завет в отрыве от Нового.
 
 
Именно такое положение в нашем разговоре я и подразумевал! Вы высказываете свое мнение как Христианин, а я как Иудей. Я с уважением отношусь к Вашему мнению и не даю негативную критику (и Вы со своей стороны также), я лишь высказываю свое мнение по общему вопросу.
 
 
Приведу простой пример, связаный с заповедью «Не убий». В иудаизме это довольно четкое предписание которое в переводе должно было звучать как «не совершай преступления убийства». Это, конечно не все, что касается этой заповеди в Иудаизме, но большинство мест связанных с этой заповедью с полным основанием можно считать белее юридическими, чем духовными вопросоми.
 
 
Но в Христианстве эта заповедь имеет некоторые последствия (я имею ввиду более широкое понимание слов «не убий»), чем просто совершение криминального действия — не могли бы Вы высказаться по этому поводу?
 
 
Именно такой диалог (путь к взаимопониманию) я имею ввиду. Как видите, речь не идет о примирении — лишь о понимании позиций.
 
 
> Как Ветхий, так и Новый Завет от первой до последней буквы являются Божественным Откровением. Не являясь специалистом в области Экзегетики (раздела Богословия, имеющего дело с толкованиями Священного Писания), считаю дерзновенным прилагать свой слабый ум к священным текстам Божественного Откровения.
 
 
Я не предлагаю толковать Писания, я предлагаю высказать свою личную точку зрения по вполне светским вопросам морали и этики и, если получиться, поговорить о духовной жизни — так как ее понимают обычные люди, не богословы по-образованию. Вы же не запрещаете себе думать на эти темы или опираться на свои мысли (по-поводу морали и этики) в тех или  иных жизненных ситуациях, верно? Речь идет не о толковании, а о личных мыслях о добре и зле, о наших представлениях о морали.
 
 
>Тем более что в Православии имеется огромное количество литературы, в том числе и творений святых отцев, по Экзегетике. Если интересуетесь, могу поискать ссылки. Понимаю, что существуют т.н. «трудные места» в Библии, но разговор на эту тему может быть интересен и полезен только с православными людьми, хорошо знающими как само Священное Писание, так и толкования. Раввинистическо-талмудическое трактование Ветхого Завета, которое, возможно, Вы хотели бы нам изложить, вряд ли нас заинтересует. Простите.
 
 
 
Спасибо еще раз за ссылки, но ведь живое общение более интересно. По-поводу того, что я хотел бы изложить — хм... Вы в некоторой степени правы, т.к. я не могу высказывать точку зрения Иудаизма и в той или иной степени не опираться на сам Иудаизм. Но моей целью не стоит в чем-то переубедить Вас, тем более, что вот уже более чем 2000 лет Иудаизм не занимается миссионерской деятельностью.
 
 
> О Десятослове. Могу предложить Вам ссылку на книгу весьма почитаемого среди чад Русской Православной Церкви архим.Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди».
 
>
 
> http://www.wco.ru/biblio/books/ioannkr1/Main.html
 
>
 
> Думаю, там дан исчерпывающий ответ о православном почитании Десяти Заповедей.
 
 
Спасибо за ссылку, я действительно ценю информацию, которую Вы мне предлагаете.
 
 
> По «вопросам морали и этики». В каждой религиозной доктрине эти вопросы трактуются по-разному (например, в исламе многоженство считается благодетельным, в Христанстве же — это тяжкий грех блуда... и т.п.) . Поэтому искать «общий знаменатель» было бы ненужной тратой времени и сил впустую.
 
 
Речь не о поиске общего знаменателя, а о возможных путях понимания. Мне кажеться наоборот, что такие пути существуют — иначе я бы и не стал затевать этого диалога — и если мы даже и не придем к взаимопониманию в результате этого разговора, но хотя бы увидем возможные пути к этому — это будет очень большим делом.
 
 
> Теперь о самой возможности и целесообразности диалога (о дискуссиях, полемика, дебатах речи даже не идет). Некотрое время назад на данном Форуме мы пытались вести взаимоуважительный диалог с представителем религозной харизматической секты «Евреи за Христа». Несмотря на то, что представители этой секты почитают Иисуса Христа как Спасителя, Богом Сыном, тем не менее наш диалог не получился. Все уперлось в «богоизбранность и исключительность еврейского народа». О том, как это происходило, могу дать ссылку на архив:
 
>
 
> http://voskres.orthodoxy.ru/archive2/20142.html
 
>
 
> Вообще же я убежден, что дискуссии, далоги, о вере даже теми, кто именует себя христанами (например, католиками или протестантами) не имеют смысла (в этом Вы можете убедиться, почитав архивы РБ). А уж с теми, кто не исповедует Иисуса Христа Спасителем мира и подавно.
 
 
Я согласен на 100%. Я еще раз хочу подчеркнуть, что речь не идет о том кто более прав и т.п. (такого порядка), хотелось бы всего лишь увидеть путь.
 
 
> Так что я полностью согласен с уважаемыми Андреем Львовичем Рюминым и Львом (ЛТ), что диалог по религиозным аспектам невозможен. Однако разговор по вопросам истории и политики вполне возможен и интересен, но при условии уважительной и спокойной манеры ведения беседы.
 
 
Возможно я в прошлый раз сделал слишком сильный упор на слово «религиозный» — я ни в коем случае не имел ввиду «религиозный диспут». Речь идет о том, что в вопросах морали — общих для всех людей — мы с Вами опираемся на то, что нам говорит наша Вера. Вот в этом вопросе и интересно было бы узнать мнение друг друга. Но устраивать диспут — занятие без смысла, по-моему личному мнению гораздо более важно понять собеседника, чем переубедить его.
 
 
> р.Б. Александр Васильевич Килим
 
 
Надеюсь, что Вы не воспримите мои возражения в качестве агрессии — я хотел лишь более верно объяснить мою позицию и цели этого диалога.
 
 
С уважением,
 
Йошка Финкль.