От Александр Килим
К Ruslan Gordeev  
Дата 09.09.2002 16:56:29
Рубрики Прочее;

Re: Православие и...

> Приветствую Вас, братья и сестры!
 
>
 
> Все мы можем теперь увидеть такое явление современной жизни, как шоу-бизнес по-православному. Я имею ввиду таких людей, как Константин Кинчев, Юрий Шевчук и других.
 
> Вот в чем вся соль — меня благословляют пойти по-этому же пути: на поп/рок-сцене прославлять Бога. Естесственно, у меня возникли сомнения — а спасителен ли этот путь?
 
> Я поговорил с некоторыми духовниками, известными своей высокой духовной жизнью — и они однозначно ответили: подобные люди Царства Небесного не наследуют. Теперь я нахожусь в довольно трудной для меня ситуации: мне нужно убедить священника, который меня благословляет стать эстрадным музыкантом, что это не спасительно для души, а только в погибель, потому что он говорит, что если делать все во славу Божию и жить благочестиво, то можно быть и православным рок-музыкантом. Музыка, которую мы должны по-идее делать, естесственно — не церковные песнопения, а обычная эстрада на стыке поп/рок.
 
> Существуют ли какие-либо постановления Церковных Соборов, мнения авторитетных старцев, может мнения Мучеников и Исповедников нашего времени об этом?
 
> Прошу вашей помощи, ибо и священника обидеть не хочу, нужно очень тактично пояснить свою позицию, поскольку он не простой священник — он отчитывает и по его молитве происходят многие чудеса, он очень подвижнеческой жизни человек, и говорит, что если я эту музыку брошу, то на мне будет большой грех — что делать, ума не приложу. Одни одно говорят, другие другое.
 
>
 
> Прошу прощения, если что не так.
 
>
 
> р.Б. Рустик.
 
>
 
> ps Может это искушение такое для него? Не понимаю, как в наше время можно быть православным музыкантом и спасаться в мире шоу-бизнеса...
 
 
Дорогой Руслан!
 
 
Прямо скажу — трудный Вы задали нам вопрос. Надеюсь честные отцы и братия выскажут Вам свое мнение. Я же, грешный и недостойный, тоже дерзну, не настаивая, однако, на безспорности своих суждений. В связи с этим не берусь давать Вам рекомендации, попробую просто порассуждать.
 
 
С одной стороны, Вы абслютно правы: Православие и шоу-бизнес, равно как и близкое к нему лицедейство — понятия противоложные. Раньше ведь лицедеев (артистов) даже не хоронили на кладбище, а за стеной его (или у стены). Насколько я понимаю — они даже не удостаивались христианского чина погребения. А шоумены (шоувумены) — это те же скоморохи, не так ли? Вполне вероятно, что со стороны Церкви к ним применялась акривия. Сейчас же по икономии многие лицедеи и скоморохи вполне сочетают сценическую жизнь с жизнью церковной. Даже некоторый шарм придают отдельным артистам рассуждения на православные темы. А некоторые из них даже предпринимают усилия по «наведению порядка» (по их собственному пониманию) в Церкви, т.е. придания церковной жизни демократичности, «свободы», «веротерпимости», вседозволенности, подчинения «общечеловеческим принципам». Целая группа записных лицедеев регулярно подписывает, например «открытые письма» во все инстанции в поддержку секты Кочеткова... Они же «дискутировали» с Патриархом, отстаивая право Гусинского на показ богомерзкого фильма «Последнее искушение»...
 
В то же время, как я понимаю, некоторые из лицедеев, уже в достаточно зрелом возрасте нашли свой путь к Богу (Жанна Бичевская, Виктор Павлов, Екатерина Васильева, Александр Михайлов и многие-многие другие), когда уже менять профессию практически невозможно. Они пытаются как-то адаптировать свое ремесло к своей Вере, хотя зачастую очевидно, что этот внутренний конфликт некоторым из них, к сожалению, преодолеть так и не удается.
 
Вы же, наколько я понял, лишь собираетесь только окунуться эту профессию...
 
В свое время мне пришлось довольно активно общаться с одним бывшим артистом, ныне воцерковленным православным человеком. Он мне рассказал, что известная «система Станиславского» предполагает «вживание» в образ того человека, котрого артист изображает. То есть, артисту с определенными моральными принципами (православными, к примеру) необходимо перевоплотиться в какого-нибудь злодея, побыть в его шкуре, чувствовать то же что и этот злодей (играть, к примеру, откровенно сатанинский образ). Получается некое вполне реальное раздвоение личности.    
 
Что же касается шоу-бизнеса, то, равно как в лицедействе, основной целью является популярность, «признание публики», аншлаги, овации, аплодисменты и т.д. — одним словом, достижение собственного превосходства над другими. Разве это не проявление гордыни?
 
 
Вместе с тем, в нашей обмирщенной секулярной жизни трудно уйти от мирских зрелищ, особенно молодежи (знаю по себе и своим детям). Да, смотрим мы фильмы, слушаем музыку... Кем-то восхищаемся, а в основном негодуем по поводу засилья бездуховности, пропаганды ложных «ценностей», образа жизни, разврата и т.п. Поэтому, например, советские мультфильмы (да и многие художественные фильмы) советского периода (хоть и безбожного) вполне соответствовали христианским принципам морали (я не имею ввиду идеологические агитки).
 
Мы знаем, что в числе духовных песнопений есть и т.н. «канты», песни под инструментальную музыку с выскоим духовным содержанием. Насколько я знаю, собирателем, ценителем и знатоком таких кантов был недавно почивший старец Николай Гурьянов. Примером таких духовных песнопений могут быть песни иеромонаха Романа и некоторых других исполнителей, как мирян, так и имеющих духовный сан.
 
Недавно разразился скандал по поводу того, что группа монахов Святой Горы Афон организовала рок-группу и распространяла диски с духовными песнопениями в стиле «рок».
 
Вообще-то в моем понимании (вполне возможно, что я и ошибаюсь) рок-н-ролл — музыка в основном танцевальная (судя по названию), тексты же служат неким безсодержательным ее обрамлением. О сатанинском содержании рок-н-рольной музыки, написано много. Если желаете, могу дать ссылки.
 
 
Теперь о том, что Ваш духовник как бы навязывает свою волю, побуждая Вас идти на поприще рок-н-ролла. Вообще-то духовное руководство для мирянина не означает навязывание воли духовника. Ведь Господь Вседержитель не навязывает нам Свою Волю. Как мне представляется, мы должны с рассуждением исполнять ту или иную рекомендацию священнослужителя.
 
Определенным критерием, на мой взгляд, является зов Вашего сердца (совесть — этот глас Божий в нас), которое, видимо, предостерегает Вас от неправильного поступка. Но может я и ошибаюсь...
 
Конечно, из Священного Писания и Предания мы знаем немало случаев, когда люди служили на неблагодатном поприще, но не утратили Благодати Божией. Прекрасным примером являются Даниил и три отрока (Анания, Мисаил и Азария), обучавшихся халдейским премудростям (а фактически эзотерическим «штучкам»), но не утратившим веру в Истинного Бога.
 
Поймите, дорогой Руслан, Вам решать, сможете ли Вы устоять в этом искушении...
 
 
Возлюбленный во Христе брат Рустик! Простите, за простанное и сумбурное письмо, но действительно, на мой взгляд, трудно дать конкретный совет. Может честные отцы дадут более конкретный совет...
 
 
Простите, если что не так написал, или обидел чем.  
 
 
Во Христе Иисусе,
 
р.Б. Александр Васильевич Килим