От чтец Георгий
К Юлия
Дата 12.09.2003 05:06:17
Рубрики 1941;

Re: Ну что... Краткий комментарий

Исторически положение дел было иным. Общинно-приходская жизнь в Российской Империи практически не существовала - по причинам, обсуждение которых заняло бы немало времени. Вообще сказать, приход в Императорской России не был несущим элементом церковной системы. Впрочем, об этом существует общирная литература; кстати, писал об этом и основатель Русской Зарубежной Церкви Блаженнейщий Митрополит Антоний(Храповицкий). По воле Божией, роль церковной общины в России неимеримо возросла именно после переворотов 1917-18 годов. Но и об этом хорошо известно. Посему не следует писать, что мол, большевики в 17-ом, - да еще в одночасье, - все уничтожили. Напротив того, сами того не желая - создали, восстановили древле-апостольскую практику. Посмотрите историю правосланых общин и братств в 20-е годы.

В Русском церковном рассеянии - основной(несущей)единицей является именно приход. Фактически, Русская Зарубежная Церковь - это в известном смысле союз приходов, ибо именно приходы в конечном итоге содержат и Епархии, и сам Архиерейский Синод. Такое положение дел сложилось как следствие жизнеустройства во "внешнем мiре", поскольку и в Западной Европе, и в Северной Америке едва ли не каждый приход формально является юридическим лицом - владельцем церковного имущества (храма). Не стану на всем этом долго задерживаться; скажу лишь, что и такое устроение обладает массой недостатков.
Совместное поедание постного борща, в котором и я неоднократно принимал посильное участие -само по себе занятие прекрасное. Но обычно во всяком (почти во всяком) приходе действует сложная системи силовых линий, интриг, жестокая битва: самолюбий, честолюбий, поколений, эмиграций и проч., и проч. Всеми этими человеческими слабостями пользуются те, кому это представляется по тем или иным причинам желательным; священноначалие же вынуждено постоянно маневрировать в приходском море.
Итак, не станем идеализировать то, что идеализации не подлежит.