От Юлия
К чтец Георгий
Дата 12.09.2003 07:05:08
Рубрики 1941;

Краткий комментарий

>Уважаемый Георгий!
Я вас что-то никак понять не могу. Вы хоть с одним человеком белой иммиграции беседовали и вам рассказывали дети тех кто вынужден был покинуть Россию, что не было общин? Извините, но это далеко от действительности. Были общины в царской России, особенно по деревням и весям, где в церковь люди ходили каждую субботу и воскресенье. Многие русские классики (почитайте литературу) писали об этом общинном строе.Я не читала на данную тему Митрополита Антония и просила бы у вас снисхождения дать ссылку на эту страницу. Возможно он писал об ОСЛАБЛЕНИИ общинного строя по сравнению с Россией допетровских времен? Так ослабление оно долго шло - на это были направлены определенные силы.А какую роль по вашему должны были играть христианские общины при уже существующей христианской монархии? Они играли роль фундамента с момента возникновения монархии. Их состояние к 1917 году было непрочным, но могло укрепиться если бы не убили Столыпина, так его реформа была направлена на поддержание крестянства и со всеми вытекающими экономико-политическими плюсами.
>В Русском церковном рассеянии - основной(несущей)единицей является именно приход. Фактически, Русская Зарубежная Церковь - это в известном смысле союз приходов, ибо именно приходы в конечном итоге содержат и Епархии, и сам Архиерейский Синод.

Так и структура РПЦ такая же. В чем разница?

Такое положение дел сложилось как следствие жизнеустройства во "внешнем мiре", поскольку и в Западной Европе, и в Северной Америке едва ли не каждый приход формально является юридическим лицом - владельцем церковного имущества (храма). Не стану на всем этом долго задерживаться; скажу лишь, что и такое устроение обладает массой недостатков.

Скажите, а разьве в РПЦ отдельный приход не владеет имуществом? Я слышала, что было соответстувующее распоряжение Патрирха на эту тему. До революции даже поговорка была - "каков поп таков и приход". Правда я так и не поняла, что вы хотели этим сказать, какое устройство церковной жизни и в структурном и в общественном плане по вашему мнению более оправдано?

>Совместное поедание постного борща, в котором и я неоднократно принимал посильное участие -само по себе занятие прекрасное. Но обычно во всяком (почти во всяком) приходе действует сложная системи силовых линий, интриг, жестокая битва: самолюбий, честолюбий, поколений, эмиграций и проч., и проч. Всеми этими человеческими слабостями пользуются те, кому это представляется по тем или иным причинам желательным; священноначалие же вынуждено постоянно маневрировать в приходском море.
Ну знаете, у священнонончалия задача одна из первых - работать с паствой. Причем тут интриги и маневрирования? Люди находят как правило компромисс и согласие, что в этом плохого? А что плохого,в том что люди знают друг друга, а если жертвуют, то знают кому и на какое дело. Вы хоть представляете каким трудом из поколение в поколение иммигрантов первой волны и скакими неимоверными усилиями были построены все эти храмы за рубежом и сколько средств люди вложили и сколько горбатились, собирая копейку к копейке? Вы знаете сколько одна только земля стоит в Северной Америке да еще если это центр города? Вам расскажут историю каждого прихода и она всегда немного печальна и трагична и люди этим дорожат и рассказывают в процессе "поедания борща" как вы выразились. Лично меня интриги прихода не касаются (до определенного времени), но могу вас уверить, что среди паствы их нет. О другом говорить не буду, достаточно сказано было и так.

>Итак, не станем идеализировать то, что идеализации не подлежит.

А кто идеализировал? Идеального в этом мире ничего нет.А почему бы не перенять какой-то положительный опыт, раз свой утратили? А почему бы не посмотреть на тех же старообрядцев в России в этом вопросе?Я слышала, что у них очень крепкие общины, по крайней мере 300 лет им удалось просуществовать, сохранив определенный уклад, кстати говоря уклад древней Руси, что, несомненно, достойно всяческого уважения.
Вы вот говорили, что общины задействовали активнее после переворота 1917 года. Да, появились отряды черной сотни, когда было уже поздно и когда остатки общинного строя был сметен революцией и когда большевики устроили голодомор тому крестьянству, на котором по сути все и держалось. Долгий на эту тему разговор.
Полагаю, пока не произойдет качественного изменения в этом смысле в каждом приходе, то ситуация будет напоминать известную фразу Герцена, которого "разбудили"(были неким будильником как кагальные СМИ) декабристы - "страшно далеки они от народа...." В данном случае "далекими от народа" оказываются священники внутри церкви ( если ne "захотят маневрировать внутри паствы"), если не будут созданы общины и не будет налажен дилог и прочный контакт между паствой и пастырями. Поэтому я вам в пример привела РПЦЗ и совместное "поедание борща".Ничего плохого в этом не вижу.