От Владимир Урусов
К All  
Дата 28.07.2000 07:21:13
Рубрики Прочее;

Различие между догматической и нравственной точкой зрения на христологию.

Различие между догматической и нравственной точкой зрения на христологию.
 
 
Это ответ на вопрос partizana .
 
 
Cлово о подвижнической жизни. Преп.Максим Исповедник.
 
 
«…Он  показал нам образ жизни боговидного жития, даровал святые заповеди, обещав Царство Небесное живущим по ним и пригрозив вечными карами  за преступление их. И спасительную страсть претерпев, и из мертвых воскреснув, Он даровал нам надежду восресения и вечной жизни, послушанием расторгнув осуждение прародительского греха и смертью  упразднив державу смерти, дабы  как в Адаме все умирают, так в Нем  все оживут (1 Кор.15:22). Взойдя же на небеса  и сев одесную Отца, Он ниспослал Духа Святаго в залог жизни [вечной], в просвещение и освящение  душ наших  и в помощь подвизающимся  ради своего спасения и [стремящимся]  соблюсти заповеди Его. Такова, если кратко сказать, цель Вочеловечивания Господа».
 
 
Итак мы видим преп.Максим говорит о «прародительском грехе» (первородном), «осуждение этого греха», «расторжение осуждения», «расторжение осуждения послушанием».
 
 
«В данном случае христология  рассматривается  с нравственно-сотериологической точки зрения. Как отмечает П.Пономарев, »святоотеческая христология представляет из себя замечательно обдуманное истолкование воплощения Сына Божия и искупления рода человеческого крестом Христа Спасителя. Одинаково встречаясь и в догматических, и в нравственных творениях св.отцев, эта христология тем не менее неодинаково раскрывается под пером богомудрых мужей: судя по тому, с какой точки зрения смотрят св.отцы  на христологию — с догматической или нравственной — форма ее раскрытия принимает на себя ту или иную особенность, хотя содержание везде остается тождественным самому себе. Если в догматических сочинениях  истолкование христологии более всего (но не исключительно)   покоится на тех или иных изречениях  Св.Писания, которые по справедливости считаются несомненными  показателями истины, то в нравственных — на первое место  чаще всего выдвигается  самая жизнь  Основателя христианства,  как воплотившая  в себе идеал совершеннейшего пути ко спасению"  (Пономарев П. Догматические основы христианского аскетизма  по творениям  восточных писателей-аскетов  IV века. Казань, 1899, с.114).
 
 
Очевидно, что Осипов, Кураева, Евгений и прочие заблуждающиеся  спекулируя теологуменами, пытаются  выдать нравственную точку  зрения на христологию (искупление понимаемое как «исцеление»)  за догматическую. То есть опять  тоже самое смещение  разных понятий, подмена, подтасовка — одним словом говоря  ложь.
 
 
В.