|
От
|
Владимир Урусов
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
28.07.2000 07:21:13
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
Различие между догматической и нравственной точкой зрения на христологию.
Различие между догматической и нравственной точкой зрения на христологию. Это ответ на вопрос partizana . Cлово о подвижнической жизни. Преп.Максим Исповедник. «…Он показал нам образ жизни боговидного жития, даровал святые заповеди, обещав Царство Небесное живущим по ним и пригрозив вечными карами за преступление их. И спасительную страсть претерпев, и из мертвых воскреснув, Он даровал нам надежду восресения и вечной жизни, послушанием расторгнув осуждение прародительского греха и смертью упразднив державу смерти, дабы как в Адаме все умирают, так в Нем все оживут (1 Кор.15:22). Взойдя же на небеса и сев одесную Отца, Он ниспослал Духа Святаго в залог жизни [вечной], в просвещение и освящение душ наших и в помощь подвизающимся ради своего спасения и [стремящимся] соблюсти заповеди Его. Такова, если кратко сказать, цель Вочеловечивания Господа». Итак мы видим преп.Максим говорит о «прародительском грехе» (первородном), «осуждение этого греха», «расторжение осуждения», «расторжение осуждения послушанием». «В данном случае христология рассматривается с нравственно-сотериологической точки зрения. Как отмечает П.Пономарев, »святоотеческая христология представляет из себя замечательно обдуманное истолкование воплощения Сына Божия и искупления рода человеческого крестом Христа Спасителя. Одинаково встречаясь и в догматических, и в нравственных творениях св.отцев, эта христология тем не менее неодинаково раскрывается под пером богомудрых мужей: судя по тому, с какой точки зрения смотрят св.отцы на христологию с догматической или нравственной форма ее раскрытия принимает на себя ту или иную особенность, хотя содержание везде остается тождественным самому себе. Если в догматических сочинениях истолкование христологии более всего (но не исключительно) покоится на тех или иных изречениях Св.Писания, которые по справедливости считаются несомненными показателями истины, то в нравственных на первое место чаще всего выдвигается самая жизнь Основателя христианства, как воплотившая в себе идеал совершеннейшего пути ко спасению" (Пономарев П. Догматические основы христианского аскетизма по творениям восточных писателей-аскетов IV века. Казань, 1899, с.114). Очевидно, что Осипов, Кураева, Евгений и прочие заблуждающиеся спекулируя теологуменами, пытаются выдать нравственную точку зрения на христологию (искупление понимаемое как «исцеление») за догматическую. То есть опять тоже самое смещение разных понятий, подмена, подтасовка одним словом говоря ложь. В.