От Юрий Геннадьевич
К Александр Д
Дата 15.06.2004 05:50:10
Рубрики Современность;

Re: евхаристический канон

>Ответ Ваш по существу мне понятен.

К сожалению, именно по существу он Вами совершенно не воспринят и не обдуман. Вы предпочли не заметить ни слов Христа, ни мысли, заключенной в букве правил и определений Церкви со времен Апостольских до наших дней. Сопоставить все это не пожелали, ограничились поверхностным прочтением.

>Насчет телевидения я не буду Вам возражать, это дело добровольное – смотреть или не смотреть.

И эта позиция Вами не понята, не осознан смысл и объем возрождения миссионерской деятельности Церкви - ее главной задачи в мiре, заповеданной Христом. Призыв Архиерейского Собора, обращенный ко всей полноте Православной Церкви, называете делом вкуса. Хорош подход. Как же Вы не обратили внимания на то, что этот призыв теснейшим образом связан с ответом на Ваш главный вопрос?

>Насчет евхаристического канона я Вам привел несколько ссылок с высказываниями, в том числе и священнослужителей МП РПЦ в которых однозначно указывается на то, что некрещеным, еретикам или иноверцам на Литургии верных не место. Однако Вы их проигнорировали и по-прежнему отстаиваете свою точку зрения. Значит кто-то из нас, либо Вы либо я и приведенные мною в ссылках авторы заблуждаются. Убедительного опровержения по этому вопросу я считаю, Вы все-таки не дали.

Вы, конечно, удивитесь, но считаю иначе. Во-первых, в моем ответе я именно тем и руководствовался, что Вы в "доказательство" своего понимания богослужебных текстов привели несколько досужих высказываний людей, опирающихся, якобы, на знание канонов Древней Церкви, но не потрудившихся, почему-то, каноны эти хотя бы привести, а заодно и просветить относительно их назначения и толкований. Поэтому решил литургического богословия пока даже не касаться, но ограничиться рамками канонического (церковного) права, к которому Ваши ссылки и относятся. Надеялся, что приведенный материал, по необходимости краткий и неполный, побудит Вас к более глубокому изучению вопроса, обращению к святоотеческим трудам, к истории Церкви, к пониманию того, что Церковь не вчера народилась и ее учение достигло определенного совершенства, которое требует более вдумчивого отношения. Это перевело бы разговор с уровня трёпа, "я считаю - я не считаю", в более плодотворное русло. Не случилось.

Во-вторых, указанные Вами авторы именно заблуждаются и заблуждаются глубоко. Или плохо учились, или хорошо забыли, чему учились, да настолько хорошо, что не смущаются противостоянием позиции Церкви, сочинением канонических фантазий. Тут уж ничего не поделаешь. Бог научит.

>Приведенные Вами Апостольские правила, на мой взгляд, скорее только подтверждают мысль о том, что на Литургии верных (тем более!) могут присутствовать только верные чем опровергают ее.

И не подтверждают, и не опровергают. Вообще не касаются этого вопроса. В том-то и дело. Этот вопрос вообще не имеет никакого отношения к каноническому праву. Настолько ясна не только допустимость, но и желательность присутствия людей внецерковных на всех православных богослужениях. Регламентации подлежат только требования соблюдать порядок в храме.

>«Оглашенные изыдите!» - неоднократно этот призыв звучит перед Херувимской. Получается это просто так, для сохранения канонической формы?

Возглас "оглашении изыдите", в Древней Церкви обращен был к готовящимся ко святому крещению, которые, приняв решение креститься, еще долгое время приходили слушать огласительные беседы, в которых обучались основам православной веры. Институт оглашенных, по мере развития Церкви, постепенно потерял значение. Оглашенных сейчас нет. Вот и подумайте, к кому обращен этот возглас. Не к нашей ли совести? Сами-то мы имеем право относить себя к верным, или даже к оглашенным?

>«Елицы вернии паки и паки миром Господу помолимся» - по Вашему значит верные молятся, а все остальные, кто в это время присутствуют в храме, занимаются какими то своими делами? И никакого «срастворения молитвы еретической с молитвой православной»?

А как Ваше понимание молитвы согласуется с учением Церкви о ней? Таким вопросом Вы не задавались? Вы относитесь к богослужению, как к языческой мистерии "посвященных", этакому милому междусобойчику, не отягощающему совесть, ублажающему гордыню "избранных". Это особенность сугубо сектантского мышления.

Сожалею, что нет смысла приводить все подготовленные выдержки из святоотеческих трудов и работ позднейших богословов, из богослужебных книг. Очевидно, что они так же были бы Вами проигнорированы. А уровень трёпа, как уже говорил, принять не могу.

Всего доброго.