От Владимир К.
К Вадим К.
Дата 24.06.2006 05:50:24
Рубрики 1941;

Из учебника "Статистическая физика"

>Теорема Пуанкаре-Цермело вовсе не решает вопрос о тепловой смерти в сторону ее отрицания, что противоречило бы и самому опыту - любое тело приходит рано или поздно в состояние равновесия и в нем пребывает. Она говорит, что система возвращается в то микроскопическое состояние, в котором была в некоторый момент времени, но вовсе не утверждает, что она (система) пребывает в такой флуктуации долго. Напомню, что термодинамика и статистическая механика имеют дело не с мгновенными, а с усредненными по большому времени состояниями. В такой формулировке упомянутая теорема тепловую смерть не отрицает.
Уважаемый Вадим! Вот что говорит наука:

Теорема Пуанкаре-Цермело имеет большое принципиальное значение, ибо она доказывает, что любой небратимый прцесс не является абсолютно необратимым и что возможны спонтанные возвраты адиабатически изолированной системы в любое исходное состояние. Эта теорема вскрывает сущность противоречия между макроскопической необратимостью и микроскопической обратимостью, ибо она доказывает, что макроскопическая необратимость (итог которой подразумеваемая Вами "тепловая смерть") может иметь место лишь для ограниченных интервалов времени. ВременнЫе промежутки, для которых господствует макроскопическая необратимость, т. е. верен закон возрастания энтропии, могут быть чрезвычайно большими, однако в принципе для еще бОльших промежутков с неизбежностью должны иметь место возвраты к исходному состоянию, т. е. восстанавливается обратимость, заложенная в микроскопических законах движения (т.е., вопреки Вашему утверждению, "тепловая смерть" не абсолютна, а всего лишь одно из промежуточных состояний изолированной системы).

Добавлю, что все это имеет отношение только к тем физическим моделям, которые рассматриваются в статистической физике. Ни к обществу, ни ко Вселенной отношения это не имеет, просто потому, что они не могут быть представлены в виде указанных моделей. Именно поэтому я и стал возражать против спекулятивных построений уважаемого Андрея.