От Леонид Сергиевский
К All  
Дата 22.04.2002 20:13:33
Рубрики Прочее;

Диакон Андрей Кураев защищает книги про Гарри Потера от нападок христиан

Роман Вершилло, Общественный Комитет «За нравственное возрождение Отечества»
 
http://komitee.r2.ru/pr22-28apr.html
 
 
У Гарри Поттера появился новый друг: известный диакон Андрей Кураев. В своей статье «Попытка не испугаться» он защищает книги про Поттера от нападок христиан.
 
 
Отец Андрей изображает православных, как обскурантов, боящихся колдовства и магии, которые содержатся в детских книгах. Для этого о. Андрей совершает экскурсы в литературоведение, ссылаясь на сказки Андерсена, Гоголя и английскую литературу.
 
 
Действительно, в сказках Андерсена ("Огниво"), а тем более в произведениях Гоголя ("Вечера на хуторе близ Диканьки"), в «Черной курице» Погорельского и т.д. встречаются фантастические и даже оккультные моменты. То же самое относится и к народным волшебным сказкам про ведьм, колдунов, кикимор и прочую нечисть.
 
 
Но все это не имеет отношения к «Гарри Поттеру» уже хотя бы потому, что «поттеромания» — это поп-культура, а не литература. Во-первых, «Поттер» принудительно навязывается читателю, а в данном случае ребенку и его родителям.
 
 
Во-вторых, литература изображает нечто необычное, удивительное, не похожее на действительность. А поп-культура, напротив, изображает норму обязательную для всех.
 
 
Поп-культура — это образ жизни, а именно и категорически НЕ искусство. Беря под защиту Поттера, о. Андрей вроде бы выступает за истину. По его выступлению видно, что он считает беллетристику и сказки чем-то важным и существенным, и притом настолько, что из-за сказки уязвляет своих единоверцев.
 
 
А как на самом деле? Когда литературоведы или простые читатели спорят о том, что имел в виду Иван Гофман в «Золотом горшке», то разве это спор о какой-то конечной, фундаментальной истине? Ведь даже по поговорке — «Сказка ложь» и в ней содержится лишь намек на истину.
 
 
Христиане же, в отличие от писателей и литературоведов, призваны заботиться прежде всего об истине, а потом обо всем остальном. И с этой точки зрения не заслуживают похвалы большинство литературных сочинений.
 
 
Наконец, мы не должны забывать о нравственном уродстве многих писателей, считающихся детскими. И Гофман, и Андерсен, и Гоголь (по его собственным словам), и Оскар Уайльд, а тем более современный Роальд Даль — это люди искалеченные и ущербные.
 
 
За какие достоинства мы должны были бы простить им то, что их искажение проникает в наши головы?
 
 
Вот и выходит, что о. Андрей во имя неважного нападает на тех, кто заботится о едином на потребу. Если наш ближний соблазняется, то следует устранить причину соблазна, потом исправлять соблазняющихся. Поэтому Апостол призывает нас не уязвлять немощную совесть наших собратьев.
 
 
Апостол даже говорит, что «согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа».
 
 
Вот что важно в книгах про Поттера.
 
 
 
 
От редакции:
 
 
Кажется, что в данном тексте Романа Вершилло не во всей полноте раскрывается сущность статьи дьякона Андрея Кураева «Попытка не испугаться». Обсуждение могло бы быть более информативным, если бы большее количество участников выразило свое отношение к этой лукавой публикации.
 
 
Присылайте Ваши соображения относительно статьи «Попытка не испугаться»  на наш электронный почтовый ящик
 
 
Лучшие письма будут опубликованы на сайте «СТОЯНИЕ ЗА ИСТИНУ»
 
 
 
 
Мы сами предлагаем Вашему вниманию отрывок из одной публикации, который хорошо отражает — как именно влияют на детей книги про Гарри Поттера:
 
 
«Писательница Джоан Роулинг, автор книг о приключениях Гарри Поттера, подлила мала в огонь инквизиции. В своем интервью Mirror она заявила, что дети неоднократно подходят к ней и после традиционной благодарности утверждают, что хотят быть ведьмами и колдунами...»
 
 
("Гарри Поттера сожгут на костре", Александр Голубчиков, «Ночи.Ру», http://www.nochi.ru/news/news/2001/12/28/206.html)
 
 
Гарри Поттер и свобода слова
 
Шумиха, которую поднимают вокруг книг о Гарри Поттере «защитники традиционных ценностей», помогает молодежи лучше разобраться в том, что такое цензура, и учит их отстаивать право на свободу слова. Так считает Крис Файнэн, президент Фонда американских книготорговцев в поддержку свободы слова. Эта организация распространяет информацию о кампаниях по запрету книг (а теперь и фильма) о мальчике-волшебнике, а также учит детей отстаивать свое право на свободу слова. Для этого Фонд основал специальный сайт «Магглы за Гарри Поттера», который стал центром борьбы с фарисейскими запретами. Более 18 тысяч американских школьников ведут при поддержке Фонда борьбу с нелепыми цензурными ограничениями в своих школах – с переменным успехом. Тем не менее, консервативные и фундаменталистские силы в США по прежнему считают книги Джоан Ролинг подрывными и антихристианскими. «Когда вы заигрываете с демонами, вы вступаете на опасный путь», — говорит учитель одной из воскресных школ. – Вы открываете себя и свой дом Дьяволу». Христианские фундаменталисты утверждают, что книги Ролинг упрощают великую борьбу Добра и Зла, превращают ее в игру. И чтобы не вводить малых сих во искушение, предлагают запретить или вовсе уничтожить эту заразу. В последние дни страсти разгорелись еще больше в связи с выходом на экраны фильма «Гарри Поттер и философский камень». В Мемфисе в католических школах объявили, что таких книг в их библиотеках никогда не будет, и не рекомендовали смотреть фильм. В Северной Дакоте в городке Фарго власти умудрились вовсе сорвать школьный культпоход на фильм о Гарри Поттере – запретили, и все тут. В штате Пенсильвания книги Джоан Ролинг сжигали еще в прошлом году. А во Флориде догадались сделать свое кино: видеофильм «Гарри Поттер: Волшебство в новой упаковке – как придать Злу невинный облик». Кассету продают по 25 долларов. Добавим, что Джоан Ролинг, наверно, все-таки немножко колдунья: в Англии в списке бестселлеров других авторов уже почти не осталось, и она бьется за первые места сама с собой.
 
(http://boombook.boom.ru/archive/konews48.html)