От Юрий Геннадьевич
К Александр Д
Дата 12.06.2004 04:07:08
Рубрики Современность;

Re: евхаристический канон

>трансляция праздничных богослужений по телевидению, а это как правило литургии, ...занятие достаточно сомнительное. Попытаюсь пояснить. Православный храм это место где приноситься безкровная жертва, место где соединяется небо и земля, место где все должно быть свято. Можно даже сказать что это место нашего спасение. Если говорить про телевидение то здесь все с точностью наоборот. На мой взгляд это несовместимые друг с другом вещи.

Телевидение - всего лишь средство передачи мысли от человека к человеку, такое же как устная речь, изобразительное искусство, письменность, радио, интернет. То, что все это используется людьми для осквернения друг-друга, не может служить поводом для отказа от Благовестия Христова, на радость лукавому. Как же тогда Слово Божие не побрезговало войти в мiр, который "весь лежит во зле" (1 Ин. 5:19)?

"Спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои ...неумытыми руками едят хлеб? Он сказал им в ответ: ...ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. ...Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, ...злоба, коварство, ...богохульство, гордость, безумство" (Мк. 7:5-23).

"нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто" (Рим. 14:14).

Из материалов Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, 1994 г.:

"В настоящее время идет целенаправленная работа по ...внедрению в сознание и подсознание людей разрушающих личность идеологий и псевдорелигий. Существует прямая связь между растлевающим воздействием средств массовой информации и состоянием нашего общества... Наша задача максимально противостоять этому потоку лжи и зла, приложить все усилия, чтобы использовать средства массовой информации для благих целей религиозного образования народа и его духовного просвещения.
...Имея это в виду, нужно повышать образовательную эффективность церковной печати, а также расширять просветительскую работу посредством радио и телевидения, в том числе через специальные церковные радио- и телепрограммы.

...Собор считает исключительно важным глубокое изучение вопроса о возрождении миссионерского воздействия православного богослужения. В связи с тем, что развитие литургической жизни в нашей Церкви практически остановилось в первые послереволюционные годы, а большинство жителей наших стран безвозвратно утратило традиционную для прошлых веков культуру, представляется необходимым сделать более доступными их пониманию смысл священнодействий и богослужебных текстов, хранящих в себе величайшую боговдохновенную мудрость и могущих быть действенными средствами православного образования и воспитания". (Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 1994 г. М.: Издательство Московской Патриархии, 1995, с.133, 173, 176.)

Телетрансляции праздничных Патриарших богослужений совершаются по благословению Святейшего Патриарха, который часто в предваряющих выступлениях говорит о цели таких передач: дать возможность всем православным, кто по каким-либо причинам не в состоянии быть в этот день в храме, молитвенно соприсутствовать в Таинстве Церкви, а всем остальным - без постороннего посредничества прикоснуться к совершенству и красоте православного богослужения, не подвигнется ли душа к очищению.

Из материалов Освященного Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, 2000 г.:

...Собор призывает к дальнейшему развитию миссионерского служения Русской Православной Церкви, совершаемого как в традиционных, так и в новых формах.
...Собор напоминает о крайней важности всестороннего развития церковных средств массовой информации – печатных и электронных – на общецерковном, епархиальном и приходском уровнях.
http://www.russian-orthodox-church.org.ru/s2000r35.htm

Церковь активно осваивает электронные виды средств массовой информации – радиовещание, телевидение, Интернет. Имеются десятки православных Интернет-страниц, созданных Синодальными учреждениями, епархиями, отдельными приходами и монастырями, учебными заведениями.
http://www.russian-orthodox-church.org.ru/s2000r03.htm

...Служба коммуникации Отдела внешних церковных сношений ...проводит аккредитацию журналистов на Патриаршие богослужения и различные церковные мероприятия. Также координируется проведение телесъемок и участие церковных представителей в светских теле- и радиопрограммах.
http://www.russian-orthodox-church.org.ru/s2000r15.htm

>Может быть я и заблуждаюсь, но сам чин евхаристического канона просто не оставляет места в храме людям не православной веры.

Ни в Апостольских правилах, ни в правилах Вселенских Соборов нет никаких указаний, определяющих состав тех, кто присутствует на богослужениях, но не принимает участия в Таинствах, довольствуясь положением зрителя. Церковная практика в этой части никогда не была единообразной. Решение оставлялось на усмотрение епископов (как и сейчас) и находилось, по существу, в области обычаев, зависимых от исторических и местных обстоятельств. Например, строгость правил первенствующей Церкви была оправдана её молодостью, "когда еще не было ни мира, ни теперешнего благоустройства и благообразия, и, напротив того, все вещи, будучи слиты и в беспорядке, имели еще нужду в образующей деснице и силе" (Св.Григорий Богослов. Собр.тв. Т.1. Стр.53).

"Каноны являются своего рода интерпретацией догматов в определенный момент исторического бытия Церкви. Они являются образцом, правилом, формой жизни церковного общества. Они выражают истину о порядке церковной жизни, но выражают ее не в абсолютной форме, а применительно к историческому бытию. Различие между догматами и канонами лежит не в источнике их происхождения, а в том, что каноны суть приложение догматических истин к историческому бытию Церкви.
...Каноническая норма... обусловлена исторически конкретной ситуацией, связана с обстоятельствами церковной жизни, которые имели место в момент издания правила и которые впоследствии могли измениться. Таким образом, в идее всякого канона содержится неизменный, догматически обусловленный момент, но в своем конкретном и буквальном смысле канон отражает и преходящие обстоятельства церковной жизни". (Из материалов Освященного Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, 2000 г.)
http://www.russian-orthodox-church.org.ru/s2000r22.htm#pr

Правила запрещали, преимущественно, только евхаристическое и молитвенное общение с иноверцами, еретиками и отступниками.

Апостольские правила.

10-е правило.
"Аще кто с отлученным от общения Церковнаго помолится, хотя бы то было в доме, таковый да будет отлучен".

11-е правило.
"Аще кто, принадлежа к клиру, с изверженным от клира молитися будет, да будет извержен и сам".

45-е правило.
"Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что либо, яко служителям Церкви, да будет извержен".

46-е правило.
"Епископа, или пресвитера, приявших крещение или жертву еретиков, извергати повелеваем..."

65-е правило.
"Аще кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолитися, да будет и от чина священнаго извержен, и отлучен от общения Церковнаго".

70-е правило.
"Аще кто, ...из списка клира, постится с иудеями, или празднует с ними, или приемлет от них дары праздников их, как то, опресноки, или нечто подобное, да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен".

71-е правило.
"Аще который Христианин принесет елей в капище языческое, или в синагогу иудейскую, в их праздники, или возжет свещу, да будет отлучен от общения Церковнаго".

11-е правило 6 Вселенского Собора.
"Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемые иудеями, ни вступати в содружество с ними... Аще же кто дерзнет сие творити, то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен".

8-е правило 7 Вселенского Собора.
"Поелику некоторые из еврейскаго вероисповедания, блуждая, возмнили ругатися Христу Богу нашему, притворно делаяся Христианами, втайне же отвергаяся Его, и скрытно субботствуя, и прочее иудейское исполняя, то определяем сих ни во общение, ни к молитве, ни в Церковь не приимати".

Правила Святых Апостол, Святых Соборов, Вселенских и Поместных, с толкованиями. М.: 1876. Стр.17, 18, 84, 85, 119, 129, 131, 479, 819.