От о. Владимир
К Кирилл Ю
Дата 17.08.2004 22:03:02
Рубрики Современность; 1941; Холмово; Стрелковое оружие;

Вернемся к изначальной теме

Мир Вам, Кирилл!
Я благодарю Вас за вас за убедительную подборку цитат, еще немного усилий, и мне уже можно будет отсекать голову!
Но прошу все-таки не подменять изначальную тему разговора. Я нисколько не сомневаюсь в великом значении трудов преподобного Иосифа Волоцкого, и в том, что его главный труд - «Просветитель» - учит настоящему православному исповедованию догмата о Пресвятой Троице и совершенно неоспоримо обличает новгородских еретиков. Никогда я не сомневался и в том, что победа, которую одержала Русская Православная Церковь благодаря духовному подвигу преподобного Иосифа, предотвратила страшную угрозу дальнейшему существованию Святой Руси.
Однако, Кирилл, мы говорили не о «Просветителе».
Давайте восстановим путь развития диалога, что бы получить возможность продолжить его по существу. Поводом для этого ответвления было мое высказывание:
«Возможно-ли в Церкви ввести некий "комитет безопасности", который будет "вышваривать" заблудившихся»?
В ответ Павел привел «Слово» преподобного Иосифа Волоцкого:
«“ПУСТЬ ЗНАЮТ ЖИДЫ И ЕРЕТИКИ, ЧТО ИМ ПОДОБАЕТ БОЯТЬСЯ БОЖИИХ РАБОВ”
Слово против еретиков, говорящих, что нельзя осуждать ни еретика, ни отступника. Здесь же собраны свидетельства о том, что еретика и отступника не только осуждать, но и проклинать следует, царям же, князьям и судьям подобает отправлять их в заточение и предавать лютым казням».
Именно эта цитата вызвала мои возражения, и я признал ее неподходящим ответом.
Затем высказался Николай, с которым я согласился, не обратив внимание на слова «притянуты за уши». Конечно, такие выражения не применимы в беседах о святых. Однако, согласен с Николаем, что «Слово» преподобного Иосифа имеет более духовно-публицистический характер, ориентированный на конкретное историческое событие.
И я продолжаю утверждать, что дух этой работы огненосного защитника Православия, при всей его актуальности для злобы дня, в целом не согласован со свято-отеческим наследием, и совершенно противоположен духу статьи Святителя Игнатия, из которой при ведена мною цитата.
Утверждения преподобного Иосифа о необходимости казни для еретиков не могут применяться, как универсальный принцип церковной жизни. Это на самом деле является отступлением от Апостольского учения. В этом несоответствии нет ничего не обычного, и это не унижает святости славного преподобного отца. Не все сказанное святыми свято, бывают серьезные разногласия и ошибки. Например, святитель Феофан затворник не согласился с учением Игнатия Брянчанинова о некоторой эфирной «телесности» духов. И до ныне многим не ясно, кто же из них прав. Притом святитель Феофан рекомендовал своим чадам читать остальные труды епископа Игнатия, кроме «книги о смерти». Известно, что и батюшка Серафим Саровский говорил, что когда он говорит от себя, бывают ошибки.
Главная же мысль, которую мне хотелось бы высказать, такова: Невозможно духовно поврежденному человеку брать на себя ответственность за насилие над другим человеком, пока он не очистил сердце свое от страстей, пока не научился слышать в сердце веления Святаго Духа.
Господь да дарует нам разумение истины.
О. Владимир.