От Михаил Б.
К Crossader
Дата 11.10.2004 00:53:19
Рубрики 1941;

Re: Беслан



>>По поводу соли. Ведь мы не думаем о таком издевательстве над человеческой личностью, чтобы безропотно зло терпеть. Не об этом речь. Но, повторяю, есть как бы два смирения. 1) внутреннее перед Богом, заповедями, ближними с их ошибками и проч. и 2) внешнее перед этим большим и противоречивым миром. С первым, полагаю, понятно. Если Вы еще раз прочитаете стихи о Беслане, не торопясь, то поймете, что я, говоря в рефрене как бы от имени этого невинно пострадавшего ребенка, свою основную мысль отстаивал. А именно: Человек, прежде всего, должен смириться перед Богом внутри себя. То есть принять заповедь любви к ближнему и вести себя подобным образом. Или мы думаем, что любовь к ближнему означает битву преимущественно с внешними врагами? Не стоит ли с себя самого начать? К сожалению, не всем это удалось увидеть. Может, еще раз прочесть? Кого Иисус Христос наказал, пример приведите хотя бы один? Если Бог не стал Свою правду иначе как Словом Своим отстаивать, то неужели мы будем выше Бога, восставая силою. А против чего и как? Не опасно ли это?.. Внешнее смирение тоже не однородно. Можно принимать стойко происходящее, т.е. как говорят «держать удар», который нам жизнь часто-часто наносит. Это сродни смирению внутреннему. Но можно и воспротивиться, это противление опять-таки уместно, когда вписывается в социальную доктрину Церкви (см. Выше).
>
>Полагаю, что детям не свойственно вообще рассуждать подобным образом. Уж больно витеевато. Ну а что там "внутри себя" - это для меня вообще странно. Я каков внутри, таков и снаружи по большому счету. Никакого лукавства. По-моему, вы разводите пропаганду уже. Ну а на счет битвы с врагами - у меня двое детей, их кормить надо. Отсюда все вопросы. Мне не до врагов.

>>По поводу «хапать». И верно, и не очень. Главное, чтобы самим не испачкаться, если удастся. «Помирать в покорность» у Вас имеет некоторый привкус горечи. Но что есть богатство? В моей рвано полосатой жизни были разные времена и достатка и, наоборот, страшной нехватки средств к существованию. Могу с уверенностью сказать, что ощущение внутренней свободы и полноты жизни напрямую не связано с обеспеченностью материальной. Есть другие «компенсаторные механизмы» (извините за словечко витиеватое), чтобы чувствовать ЧЕЛОВЕКОМ. Кстати, сказав, «нас самих воспитали – лишь бы хапнуть», Вы невольно подтвердили мое высказывание о лукавстве. Ведь хватая чужое, приходится обманывать и лукавить. Или не так? Поэтому говорю, за наше лукавство и пострадаем, солидарно, как народ, которому вверено совсем иное.
>
>У Вас извращенные представления о русском народе. Есть идеал и есть реальная картина, конечно. С моей точки зрения более "обмороженный", запуганный и забитый народ найти довольно трудно. Нас в этом плане уже вполне можно сравнить с африканцами. Вы в Праге живете. Я в Гейдельберге уже не один год. Так что я вполне представляю о чем речь.

Конечно, детям не свойственно так рассуждать. Да и стихи не для детей. Но речь о взрослых, к ним устами ребенка, но совсем не по-детски и обращен этот вопрос: Почему дети должны страдать? Но если вернуться к внутри и вне себя смирении, то попробую еще раз объяснить свою позицию, без пропаганды. То, что Вы «каков внутри, таков снаружи» - это очень хорошо. Хоть кому-то удается. Про себя не скажу. Уж слишком жизнь противоречивая и путанная. Более того, я так думаю, что наша втянутость в «дела мира сего», нас поневоле заставляет принимать и правила поведения этого мира, уж внешне точно.
Детей у меня трое, пока. И к «битве с врагами» я как раз не призываю, о чем и писал вполне однозначно. Наоборот, настоящая битва – это наше собственное нутро. Помните у Ф.М. Достоевского: душа каждого человека есть поле брани, в ней Бог с дьяволом борются. Вот это большинство людей как раз и не хочет видеть. Большинство людей считает, что у них все в порядке. И поэтому, ничтоже сумняшеся, поступает так, как подсказывает их представление о должном. А у меня-то как раз здесь и есть большие сомнения. Я только одно принимаю на все сто – поступать по-доброму, то есть по любви к ближнему своему. Здесь – пожалуйста. Но только попробуйте и сразу обнаружите большие, пребольшие проблемы с пониманием целесообразности, обстоятельствами и т.д.
Вы не соглашаетесь с моей постановкой вопроса, что есть смирение внутреннее перед Богом и Его заповедями, и есть внешнее перед нахрапистым давлением жизни? Так в этом как раз и корень проблемы. Кто это преодолеет, тот действительно на верном пути. Но в том-то и проблема заключается, что сегодня перед всеми русскими людьми встает чрезвычайно сложный вопрос: Что делать и как делать? Какими средствами и методами отстаивать и свое благополучие (с 2-3 детьми), и Россию выводить из тяжелейшего положения? Возможно ли это? Я не хотел бы уподобиться крикунам и критиканам, которые умеют хорошо только ругать иных. А попроси их исторгнуть из себя что-либо позитивное, программное, так на этом вся прыть кончается. Чтобы быть кратким, я так скажу: Смириться с порядками внешними – совесть не позволяет, а найти правильный путь к переустройству общества – ума.
Что касается Вашего замечания по поводу «извращенного представления о русском народе», то это чрезвычайно резко сказано. Мне даже самому странно узнать такие подробности. Скажем так, последние 25 лет я с той или иной степенью интенсивности занимаюсь в качестве личного увлечения проблемами социальной философии, особенно сравнительными исследованиями западной и российской культуры в целом. Не вдаваясь в подробности и, естественно, как русский, считая свой народ великим, я отмечу две особенности в самом способе нашего существования. Во-первых, это крайняя противоречивость, проявляющаяся в каждом событии нашей истории и в каждом явлении нашей действительности. Например, щедрость, хлебосольность и доброта, которыми мы по праву гордимся, тут же соседствуют с крайней скупостью, жадностью и злостью. Во-вторых, и это многим более важное, отличительной особенностью российского бытия является наличие духовных ценностей православия, вкрапленных во все поры и щели нашей культуры. Иным, мы ничем так уж драматически сильно не отличаемся от прочих бледнолицых, желтокожих, в общем, цветных. В силу этой противоречивости наш народ и покорный, и бунтовщик одновременно. Он и велик, и низок. И как народ в целом, и как отдельные наши соплеменники в частности. Век ХХ-ый был испытанием России. Она пала, возродилось в своем отчужденном и, действительно, извращенном величии, вновь пала с Перестройкой и теперь на перепутье. Коммунизм был привнесен извне. Но большевизм, поразивший наше российское общество, ослабленное духовно процессом разложения старого социального уклада, явился специфически внутри российским явлением. (Я замечу сразу же, что инородным по духу, но очень неинородным по форме.) Большевизм – это наше наказание за вероотступничество. Моя главная идея, в том числе и «некатящем» стихе про Беслан, заключается в том, что основной удар всегда направлен не против самой России, а против Православия. Но поскольку крепкая вера православная и сильное государство российское должны быть неслиянно слитны, постольку о России никто кроме нас самих радеть не будет, даже наоборот: слабая Россия всегда будет рассматриваться как сильнейшее средство ослабления православной веры.
И последнее. Мы запуганы? Лет 15-20 назад соглашусь. А сейчас уж не настолько. Сейчас слишком много свободы, чтобы страх был подкожным. Беда в том, что мы дезориентированы, раз, и не хотим возвращаться к самым своим истокам, два. За что и будем не однажды страдать. Я опять-таки про народ в целом. И так важно, где мы живем, гораздо важнее, что мы для России сможем сделать. Или не согласны?

P.S. Я и раньше Вам много написал, а Вы как-то не прореагировали по существу. Я был не прав? Или, точнее, в чем я был не прав?