От Михаил Б.
К Crossader
Дата 08.10.2004 23:16:31
Рубрики 1941;

Re: Беслан

>>Про большевизм. Вы-то сами как думаете, он на нас, как тать, свалился? И про мечту. Какая еще может быть у русских мечта кроме восстановления утраченного величия и мощи, истинной веры и спокойствия!? Но Вы правы, должно быть, уже не успеем.
>
>Мне, откровенно говоря, не до подобных мечтаний. Надо заметить, что для спасения собственной души воплощение этой мечты не есть первоочередная задача, да и вообще при наших раскладах все это сомнительно. Тут бы скорее "удержать, что имеешь". Ну а на счет непокорности и смирения. Если вас соль будут ложками заставлять есть - вы взорветесь или будете говорить "это для смирения, для души полезно". А ведь именно это сейчас в стране и происходит. Давно бы уже при Ельцине "революция роз" поднялась, именно если бы мы были смиренными послушными христианами и слушали зов своей совести, потому что то что делали и делают власть имущие - так делать нельзя. А так, нас самих прежде всего воспитали - лишь бы хапнуть. Кто хапает, а кто в покорности помирает, потому что хапать не умеет.

О мечтаниях. Вы, я полагаю, Вы не будете возражать, если я переведу беседу вот в каком русле. Пустые мечтания отнимают время, это понятно. Но в данном случае речь идет, скорее, о социальной доктрине Православной Церкви. А ее существенным заключается именно в том, что власть светская должна обеспечить спокойствие бытия Церкви в этом мире. Сильная власть обеспечивает мир вокруг Церкви. Поэтому наша мирская активность как раз и должна соответствовать этой цели. Согласен, что спасение собственной души – дело важное. Ее можно спасать двояко. Или пав за други своя, т.е. на поприще деятельности, вне человеческой души совершающейся, то социальной. Или совершая работу над собой, потому что себя надо переделать прежде, чем за других браться.

По поводу соли. Ведь мы не думаем о таком издевательстве над человеческой личностью, чтобы безропотно зло терпеть. Не об этом речь. Но, повторяю, есть как бы два смирения. 1) внутреннее перед Богом, заповедями, ближними с их ошибками и проч. и 2) внешнее перед этим большим и противоречивым миром. С первым, полагаю, понятно. Если Вы еще раз прочитаете стихи о Беслане, не торопясь, то поймете, что я, говоря в рефрене как бы от имени этого невинно пострадавшего ребенка, свою основную мысль отстаивал. А именно: Человек, прежде всего, должен смириться перед Богом внутри себя. То есть принять заповедь любви к ближнему и вести себя подобным образом. Или мы думаем, что любовь к ближнему означает битву преимущественно с внешними врагами? Не стоит ли с себя самого начать? К сожалению, не всем это удалось увидеть. Может, еще раз прочесть? Кого Иисус Христос наказал, пример приведите хотя бы один? Если Бог не стал Свою правду иначе как Словом Своим отстаивать, то неужели мы будем выше Бога, восставая силою. А против чего и как? Не опасно ли это?.. Внешнее смирение тоже не однородно. Можно принимать стойко происходящее, т.е. как говорят «держать удар», который нам жизнь часто-часто наносит. Это сродни смирению внутреннему. Но можно и воспротивиться, это противление опять-таки уместно, когда вписывается в социальную доктрину Церкви (см. Выше).

По поводу «хапать». И верно, и не очень. Главное, чтобы самим не испачкаться, если удастся. «Помирать в покорность» у Вас имеет некоторый привкус горечи. Но что есть богатство? В моей рвано полосатой жизни были разные времена и достатка и, наоборот, страшной нехватки средств к существованию. Могу с уверенностью сказать, что ощущение внутренней свободы и полноты жизни напрямую не связано с обеспеченностью материальной. Есть другие «компенсаторные механизмы» (извините за словечко витиеватое), чтобы чувствовать ЧЕЛОВЕКОМ. Кстати, сказав, «нас самих воспитали – лишь бы хапнуть», Вы невольно подтвердили мое высказывание о лукавстве. Ведь хватая чужое, приходится обманывать и лукавить. Или не так? Поэтому говорю, за наше лукавство и пострадаем, солидарно, как народ, которому вверено совсем иное.

Прага, 2004-10-08