От Венцислав
К All
Дата 15.05.2004 02:37:48
Рубрики Современность; Униформа;

Послание Патриарха Пимена к РПЦЗ

В этом году исполняется 14 лет со дня блаженной кончины Патриарха Пимена.
В 1974 г. Патриарх Пимен и Синод Русской Православной Церкви обратились с
братским Посланием к Русской Православной Зарубежной Церкви, призывая в духе
Христовой любви и миролюбия к преодолению политически мотивированного
разделения и установлению канонически-правильного общения. К сожалению этот
призыв не был услышан тогда Зарубежной Церковью и в ответ по-прежнему
раздавались "раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою
злобою".

Хотя такие настроения до сих пор остаются все еще не преодоленными
окончательно среди некоторой части чад Зарубежной Церкви, хотелось бы
надеяться, что начинающийся 14 мая визит представительной делегации РПЦЗ во
главе с Митрополитом Лавром в Россию приведет к уврачеванию разделения и
восстановлению евхаристического единства.

К этому призывало Послание Патриарха Пимена 1974 года, и посему оно остается
атуальным и сегодня.




ПОСЛАНИЕ
ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ
ПИМЕНА
И СВЯЩЕННОГО СИНОДА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
К НАХОДЯЩИМСЯ В ЦЕРКОВНОМ РАСКОЛЕ, ИМЕНУЮЩЕМ СЕБЯ «РУССКАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ
ЦЕРКОВЬ», ИЗ НЕДР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПРОИСШЕДШИМ

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

«...Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность...
в благочестии братолюбие,
в братолюбии... любовь». (2 Петр. 1, 5—7).

Священный Синод Русской Православной Церкви находит благовременным с любовью
обратиться ко всем вам, именующим себя членами Русской Православной
Зарубежной Церкви, находящимся вне пределов нашего Отечества и полагающим
возможным строить основы своей духовной жизни в разрыве со своими братьями
по вере, в отчуждении от преемственно сохраненной и признанной всей полнотой
Вселенского Православия Церковной Власти Отечественной Поместной Церкви, не
входя ни в одну из ныне существующих Православных Автокефальных Церквей,
составляющих соборне эту Вселенскую Церковную Полноту.

Можно ли, будучи искренними и верными последователями Господа и Спасителя
нашего Иисуса Христа, чадами Его Святой Церкви и носителями завещанного и
дарованного Им мира, питать в то же время чувства вражды, озлобления и
ненависти в отношении своих братьев по вере и для многих по крови,
оправдывая это озлобление лишь тем, что эти братья живут и действуют не так,
как это представляется правильным их зарубежным братьям?!

Можно ли не скорбеть в связи с тем что озлобление это достигает, по
временам. таких размеров, что выражается в запрещении любого общения с
сынами Церкви Отечественной и проникает собой даже соборные постановления,
пастырские послания и проповедь, звучащую с амвонов святых храмов Божиих?!

Мы понимаем, что в отношении внешней стороны жизни Церкви (взаимоотношения с
обществом и государством, формы выполнения гражданского долга и проявления
патриотизма) невозможно полное совпадение взглядов у православных христиан,
в Отечестве пребывающих и в рассеянии сущих. Условия воспитания, различия в
личных судьбах и гражданстве, длительная разобщенность в чисто человеческом
плане вызвали целый ряд трудностей, препятствовавших подойти к вопросу об
устранении разделений в духе любви и мира, а не под действием
неконтролируемых эмоций и предубеждений.

Мы не зовем вас к тому, чтобы вы перестали быть лояльными гражданами тех
государств, которые предоставили вам возможность жить на их территории или в
которых вы родились. Мы не намерены требовать от вас того, что для вас
психологически невозможно, т. е. какой-либо непосильной ломки ваших
политических убеждений и переходе к полному единообразию мыслей, настроения
и поведения с сынами Церкви Российской, живущими в глубоком единстве со
всеми гражданами своей Родины и считающими единственно разумной и возможной
нормой своего поведения (как граждане, и как носители имени Христова), то,
что завещано им Святейшими Патриархами Тихоном и Сергием.

Мы зовем вас к единению в том, что выше всякой земной политики и не доступно
для чисто человеческих разномыслии или разногласий. Это — мистическая жизнь
во Христе и со Христом, мир, дарованный Господом (Иоан. 14:27) святое
евхаристическое общение.

Неужели дух христианской любви в сочетании со здравым смыслом и
объективностью не может растопить лед неприязненных отношений между
братьями, изгнать из сердец дух ожесточения и озлобления и дать увидеть, что
церковь Отечественная, живя в изменившихся социальных условиях, руководимая
Промыслом Божиим, находит и использует соответствующие этим новым условиям
формы исполнения двуединой заповеди о любви, служении ближним, сочетания
небесного и земного, Божия и кесарева?

Те из вас, кто побывал в нашей стране и познакомился с жизнью в ней Русской
Православной Церкви, не мог не заметить многие стороны этой ее жизни, в
которых с очевидностью проявляется бесконечная любовь и милость Божия, а
изливаемые на нее дары Божественной благодати явно выражаются в благоговении
и благочестии находящегося под нашим, окормлением народа Божия, хотя сие не
от нас, Божий дар (Еф. 2:8).

Этот боголюбивый народ особенно ценит образцы благочестия, которые отражают
живую связь с великим прошлым церковкой жизни нашей Родины. Эти образцы
можно найти во всеми любимых обителях. привлекающих в свои стены
многочисленных паломников. Что касается самих пастырей, то они. получая
образование и воспитание в новых школах, приучаются сочетать глубокую
верность лучшим традициям прежней духовной школы с запросами паствы,
вытекающими из новых форм ее жизни.

Можно ли, в таком случае, решаться произносить укоризны этой Святой
Отечественной Церкви, исходя из поверхностных наблюдении или чисто
субъективных оценок, имеющих в своей основе длительно культивируемое
предубеждение и отнюдь не церковные, а исключительно политические мотивы?!
Русская Православная Церковь не питает никакой неприязни к отделившимся от
благодатного общения с нею ее чадам. Она идет и не может не идти той стезей,
которая предуказывается ей Божественным Промыслом, отнюдь не исключая мысли
о человеческой немощи, но и твердо веруя, что в этой немощи, по слову
Апостола, совершается великая и благодетельная сила Божия (2 Кор. 12:4). Без
какого-либо чувства превозношения Русская Православная Церковь не может,
однако, не напомнить отчуждавшимся от нее чадам о духовной опасности,
которой они себя подвергают, не заботясь о правильном каноническом
благоустроении своей церковной жизни и о преодолении иссушающего всякую
духовно-благодатную жизнь духа вражды и ненависти.

Мы не перестаем надеяться, что по-прежнему дорогие нам чада, в рассеянии
сущие, задумаются. наконец, о той нравственной ответственности, которую
берут на себя их неумеренные ревнители, и о том духовном ущербе, который
причиняет их духовной жизни пренебрежение к канонически-правильному общению
с Полнотой Вселенского Православия.

Возлюбленные братья и сестры, церковные чада, мы молим Господа, Отца щедрот
и всякого милосердия. чтобы Он не попустил вам пройти мимо настоящего
братского обращения и призыва к любви и миру. Вспомним сказанное великим
апостолом языков: «Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со
всякою злобою да будут удалены от вас». (Ефес. 4:31). «Мир всем вам во
Христе Иисусе. Аминь» (1 Петр. 5:14)

Патриарх Московский и всея Руси ПИМЕН

Члены Священного Синода:
Митрополит Ленинградский и Новгородский НИКОДИМ
Митрополит Киевский и Галицкий, Экзарх Украины ФИЛАРЕТ
Митрополит Крутицкий и Коломенский СЕРАФИМ
Митрополит Тульский и Белевский ЮВЕНАЛИЙ
Архиепископ Симферопольский и Крымский ЛЕОНТИЙ
Епископ Свердловский и Курганский КЛИМЕНТ
Епископ Рязанский и Касимовский СИМОН
Управляющий делами Московской Патриархии
Митрополит Таллинский и Эстонский АЛЕКСИЙ