От Александр Килим
К All  
Дата 22.10.2001 15:24:11
Рубрики Прочее;

О "сергианстве", покаянии и т.п.

Дорогие братья и сестры!
 
 
Здесь у нас на Форуме опять завязалась полемика о «сергианстве». Я хочу поблагодарить Администрацию в лице Олега К. за то, что он не удалил сразу все сообщения. По-моему дискуссия выявила БЕСПОЛЕЗНОСТЬ и БЕССМЫСЛЕННОСТЬ дальнейшего разговора по этой теме. Дело в том, что критики «сергианства» (каждый по-своему) вкладывают вовершенно различные понятия в сам термин.
 
 
Например, уважаемый о.Димитрий Каплун понимает под «сергианством» оправдание репрессий и считает, что каждый из нас должен каяться в «сергианстве». Лев (ЛТ), наоборот, видит «сергианство» в отказе от принципа «Церковь вне политики». Я же, грешный, рассматриваю «сергианство» как «сервелизм», т.е. прислужничество властям, что достаточно отчетливо проявилось и в синодальный период, и во время февральской революции, и в период богоборчества. Думаю, если спросить других ярых противников «сергианства», мы увидим еще более широкий разброс мнений. Просто термин «сергианство» постепенно превращается в бессодержательное ругательное слово.
 
 
Несколько слов о самой «Декларации» митр.Сергия (Страгородского) 1927 года. Как я уже писал, пытался найти ПОЛНЫЙ текст, но почему-то всегда встречал тексты с изъятиями (причем в разных случаях были разные купюры). Обращает на себя внимание тот факт, что те варианты «Декларации», с которыми я знакомился, очень сильно перекликаются с последними заявлениями свт.Тихона, Патриарха Московского и Всея Руси (могу попытаться отыскать тексты для сравнения). Я вовсе не пытаюсь бросить тень на одного из величайших святых ХХ века (я где-то читал что якобы этот текст Патриарх Тихон и не подписывал) или оправдывать митр.Сергия. Я не дерзаю судить...
 
Что касается приведенных о.Димитрием Каплуном негативных оценок «Декларации» Новомучеником свт.Кириллом Казанским, то, как видно из слов самого свт.Кирилла, он оценивает лишь поступок митр.Сергия. Но говорить о погибельности «сергианства» даже такой столп веры, в отличие от современных критиков, не дерзает: «Спасутся ли пребывающие в Сергианстве верующие, мы не можем знать, потому что дело Спасения вечного есть дело милости и благодати Божией». К тому же у других Новомучеников, например, свт.Иллариона (Троицкого), были совсем другие оценки «Декларации».
 
 
Теперь о покаянии. Я уже как-то высказывался на этот счет на форуме «Спаси и сохрани» в полемике с «суздальцами» (тогда я еще вопринимал их как чад РПЦЗ, не ведая, что их «первоиерерх», кстати обвиняемый ныне прокуратурой в совращении несовершеннолетних, запрещен в служении Зарубежным Синодом). Вот и о.Димитрий Каплун призывает нас всех каяться в «сергианстве». Дело в том, что, как мне представляется, почти все из здесь присутствующих и в глаза не видели этой «Декларации», конечно же не участвовали в ее составлении, не подписывались под ней, не руководствуются ею в своей жизни. Еще в 1992 году, как я где-то читал Святейший Патриарх Алексий II официально завил, что для нашей Церкви она имеет лишь исторический интерес. То, что предлагает о.Димитрий, по-моему попытка ПРОФАНАЦИИ ТАИНСТВА. Если я не совершал этого греха, то зачем же я буду в нем каяться? Уверен, что у меня очень много других грехов, в которых следует каяться. Конечно, если кто ПЕРСОНАЛЬНО грешен в пособничестве и сотрудничестве с властями в нарушение Святых Канонов и Правил Церкви (гонении на христиан, богохульстве, нарушении тайны исповеди) — они ПЕРСОНАЛЬНО должны и каяться. А то легко каяться в чужих грехах, а вот в своих тяжко...
 
«Суздальцы» пытались меня убедить, что надо каяться также и в грехе экуменизма. Я лично против экуменизма во всех его проявлениях. Зачем же мне каяться? Это будет полное фарисейство...  
 
 
Так что, я думаю, все мы убедились, дальнейшие дискуссии и ломание копий по этой тематике БЕССМЫСЛЕННЫ, они только возбуждают ненужные чувства, чреваты взаимными оскорблениями и ведут к ГРЕХУ. Попытки разобраться в этом вопросе даже в спокойной обстановке ни к чему хорошему не приводят. Мы все остаемся при своем мнении, в «прекрасном разномыслии», как сказал свт.Григорий Богослов (эти слова привел уважаемый Лев (ЛТ).
 
 
Простите меня, если что не так написал.
 
 
С любовью во Христе Иисусе,
 
недостойный р.Б. Александр Васильевич Килим