От полковник Рюмин
К Доктор Ярослав
Дата 09.09.2002 02:10:29
Рубрики Прочее;

Re (3):В  царствование Петра Великого это было по всей стране, не только на Украине

Здравствуйте.
 
 
Позвольте я остановлюсь на одном небольшом месте Вашего послания.
 
 
> Далее , в глубь истории. При Петре первом  вскорости после счастливого слияния братских народов едва не вывезли багатейшую библиотеку Киево-Печерской Лавры . И вывезли бы , если бы она не сгорела . Сотни лет собирали монахи , переписывали , берегли ...
 
> Отдай !
 
 
> Тот же Петр додумался отправить лучших вольных казаков -защиту от татар на строительство Петербурга . Отборные войска . Зачем ? Проблема Мазепы не такая простая.
 
 
Надо сказать, что в нынешней, эпохи Леонид Данилыча Кучмы, «альтернативной истории Украины» прорубивший «окно в Европу» Великий Государь рисуется, по меньшей мере, эдаким злыднем, разрушившим цветущую Украину хуже татар, перерезавший всех жителей Батурина и обративший в крепостных все население.
 
 
Очевидно, для закрепления этого представления художественными средствами более десяти лет стоявшая на приколе киностудия Довженко [В свое время поговорка была такая «Есть фильмы гарные, есть паганые, есть индийские, а есть фильмы киностудии Довженко» — простите за «суржик»] разродилась на державные гроши шедевром – эдакой «исторической» вампукой — костюмированно-красочным жизнеописанием страдающего маниакальными сексуальными фантазиями и желаниями старика гэтьмана, противостоящего молодому сексуальному маньяку и извращенцу Петру Первому, который к тому же хочет вдобавок обладать еще и «ненькой-Украиной», притом в самой неприличной форме. Да. А сошедший с десятигривенной бумажки гэтьман Иван Мазепа, в трактовке кинорежиссера Ильенко, того, что в советские времена про белых птиц с черной отметиной фильм снял, так вот – Мазепа этого не желает, и потому он — борец и даже исторический символ извечной борьбы украинцев за свободу. За «волю», как на тризубе  стилизованно изображено. Говорят, посол Украины в Германии Анатолий Пономаренко по этому поводу заявил, что «этим фильмом снимаются последние исторические и культурологические вопросы о независимости и месте Украины в Европе. Он передаёт величие украинской истории.»
 
 
В принципе, если не отвлекаться на политическую возню вокруг всего этого «культурного» паскудства, можно сказать, что с анафемой Ивашкой Мазепой все очень просто и никакой «проблемы» нет. Был Иван Мазепа 1687 – 1708 годах гетманом. Большой был друг русского царя, но однажды малость ошибся. То есть – во время Северной войны неправильно рассчитал шансы сторон, и переметнулся с немногими  козаками к королю Карлу XII. Было Полтавское сражение, шведов разбили, Мазепа драпанул в Турцию. Пётр Первый предателей не любил – такая вот особенность у него была.  А кто их любит? Святейший Синод иуду- Ивашку Мазепу анафематствовал.
 
 
Однако ж не за что любить Петра Великого украинскому народу, тяжелую память оставил он по себе. Не шляхтичам и козацкой верхушке, а именно народу, хлеборобам. Один мой знакомый профессор МГУ утверждает, что впервые тогда появились народные песни, в которых нашло отражение самое нелицеприятное отношение к «москалям». Песни эти сложили потому, что в Украине были размещены войска, которые вели себя по отношению к населению хуже всяких оккупантов. Почему так произошло?
 
 
Известный совершенно в другой области П.Н.Милюков, изучавший в начале ХХ века петровские архивы, первым ввел в оборот понятие о «цене петровских реформ». Он пришел к выводу, что с начала царствования к 1710 году податное население (т.е. за вычетом дворянства и высшего духовенства) уменьшилось на одну пятую. Конечно, эта убыль населения включает и беглых, но сколько народу разбежалось, а сколько погибло>?
 
 
Страна испытывала чудовищное напряжение. Многолетняя Северная война привела к полной милитаризации всей жизни. В 1701 г. армия и флот поглощали три четверти доходов государства, в 1710-м — четыре пятых (78%), в 1724-м (когда уже никакой войны не было) — две трети.
 
 
Согласно сделанным еще до революции подсчетам того же П.И. Милюкова, за время царствования Петра прямые и косвенные налоги возросли в пять с половиной раз, и эта цифра не учитывает еще огромную инфляцию.
 
 
Но всех этих сборов — за ношение бороды и усов, за трубу в избе и за дрова, за рождение и смерть, введение «орленой» (гербовой) бумаги, налоги на владельцев лошадей и собак, налог на конскую шкуру (сдох у тебя конь, ободрал ты его — плати), на конские хомуты и на упряжные дуги, банные сборы и сборы за покупку кроватей (чего только не придумали!) никак не хватало. Никакие «монополии» армию и флот тоже прокормить никак не могли. Хоть и сдирали колокола с церквей, дабы переплавить их на пушки, и забривали в солдаты монахов и всех „праздношатающихся" – все равно этого было мало...
 
 
И тогда грянуло невиданное в России новшество — подушная подать. Как многие нововведения Петра, позаимствованная во Франции. Вместо принятой раньше податной единицы, «двора», отныне брали с каждой живой души — от младенцев до стариков. Эту систему отменил лишь в 1887 г. Александр III...
 
 
Подобное налоговое ярмо требовало жесточайших мер.  И вот для выколачивания денег по всей стране были расквартированы войска, которые и взяли на себя функцию сборщиков налогов.
 
 
Выглядело это так. Была произведена «раскладка полков на землю», и по всей стране разместили воинские части, которые население обязывалось взять на полное содержание. Деньги должен был выбивать особый комиссар, избиравшийся из дворян данной губернии. Полк, разместившийся в конкретной местности, не только жил за ее счет, но и брал на себя массу полицейских функций: ловлю воров и разбойников удержание крестьян от побегов и ловля беглых, искоренение незаконного винокурения и контрабанды, содействие лесничим в борьбе против незаконных порубок, надзор за гражданскими чиновниками.
 
 
В.О. Ключевский пишет: «...пастьба полковых лошадей и домашнего офицерского и солдатского скота на общих выгонах, право военного начальства требовать в известных случаях людей для полковых работ и подвод для посылок, право общего надзора за порядком и безопасностью в полковом округе — все это должно было создавать постоянные недоразумения у войскового начальства с обывателями».
 
 
В указе Сената 1727 г. говорилось прямо: «Бедные российские крестьяне разоряются и бегают не только от хлебного недорода и подушной подати, но и от несогласия офицеров с земскими правителями, а у солдат с мужиками». Драки солдат с мужиками происходили постоянно — до нашего времени дошло немало повествующих об этом судебных дел.
 
 
Всего тяжелее приходилось при сборах подушной подати, которую собирали земские комиссары с прикомандированными к ним воинскими отрядами. «Каждый объезд продолжался два месяца; шесть месяцев в году села и деревни жили в паническом страхе под гнетом или в ожидании вооруженных сборщиков».
 
 
В Казанской губернии менее чем через два года такого вот военно-полевого хозяйствования полк не досчитался при очередной ревизии 13000 душ — более половины всех числившихся по бумагам налогоплательщиков. Народ попросту разбежался...
 
 
«Офицеры обыкновенно знать не хотят местное начальство, грубят и дерзят даже воеводе, а когда воевода пожалуется полковнику, то это хорошо, если полковник грубо ответит, что не дело воеводы судить поведение господ офицеров; а то пошлет команду, отберет у воеводы шпагу и посадит его под арест, «яко сущаго злодея» — как жаловался в сенат один воевода, которому пришлось испытать на себе полковничье беспристрастие».
 
 
В общем, оккупация собственной страны...
 
 
Позже, как полагается, полномочия военных незаметным образом расширились — теперь полковая канцелярия выдавала паспорта уходящим на заработки крестьянам, солдаты обеспечивали стопроцентную явку дворян на собрания, а полковник выступал в роли судьи при всех столкновениях обывателей с его солдатами (замечательной должна была быть беспристрастность такого судьи!). Сбор подушной подати вообще был передан от гражданских военным. Полковому начальству официальным указом поручили «смотрение за губернаторами и воеводами», вылившуюся в контроль над всей гражданской администрацией, которой, по сути дела, оставили две функции: исполнять, не раздумывая, распоряжения военного начальства и вышибать налоги...
 
 
Практически то же самое творилось и в городах. На «посадских людей» наложили две тяжелейших повинности — рекрутскую и постойную. Посадские, как и крестьяне, должны были выставлять новобранцев и снабжать их продовольственным пайком. Торговые люди сами рекрутчине не подлежали, но обязаны были давать рекрутов из своих «задворных» людей — тех, кто подряжался жить на купеческом дворе «вечно». Посадские обязаны были снабжать войска провиантом (разумеется, за бесплатно), давать лошадей и подводы, чинить дороги и мосты. На постой солдат ставили «по скольку человек на двор придется» — то есть, сколько поместится, вытесняя иной раз хозяев. Наш «первый российский экономист и талантливый публицист» И.Т. Посошков писал: «При квартирах солдаты и драгуны так несмирно стоят и обиды страшные чинят, что и исчислить их не можно. А где офицеры их стоят, то и того горше чинят... и того ради многие и домам своим не рады, а в обидах их никакого суда сыскать негде: военный суд далек от простых людей, не токмо простолюдин не доступит к нему, но и военный человек на неравного себе не скоро суд сыщет».
 
 
Посошков знал о сем бедствии не понаслышке: его самого в Новгороде некий полковник ни с того ни с сего, из чистого куража поливал бранью и грозил проткнуть шпагой. Просто так — не вовремя „штафирка" попался на дороге. Когда Посошков попытался подать на обидчика в суд, тот на суд не пошел, заявив, что он человек военный и судить его может лишь столичная военная коллегия. Необходимо отметить, что Посошков был весьма богатым купцом, не последним человеком по меркам того времени....
 
 
Петровская армия вела себя в России, словно в завоеванной стране. В Костроме полковник Татаринов выгнал за город всех членов городского магистрата — то есть высшего органа городской гражданской администрации. В Коломне генерал Салтыков, будучи там проездом, «бил бургомистра смертным боем». Другого коломенского бургомистра некий драгунский офицер в не очень великих чинах велел своим солдатам высечь, что и было исполнено. В Пскове пьяные солдаты застрелили члена ратуши, а бургомистра били так, что он умер. Надо сказать, это только лишь малая часть примеров, и кроме того, совершили все вышеперечисленные буйства люди проезжие, случайные. Как вели себя военные, жившие в городах постоянно, догадаться легко — еще хуже...
 
 
А вот нововведение в судебной системе – «особые комиссии» (особое совещание?), созданные в местах расквартирования войск. Каждая состояла из трех офицеров – майора, капитана и поручика, которым было приказано рассматривать дела и вершить суд, причем не по закону, а «согласно здравому смыслу и справедливости». Вот только здравый смысл у всех свой и справедливость каждый понимает по-своему. Эх, тройка, птица-тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той стране, что не любит шутить, а раскинулась ровнем-гладнем на полсвета да и давай считать версты, пока не зарябит тебе в очи…(с)
 
 
А милитаризация в стране достигла такого уровня, что «лихие люди» — разбойнички обзаводились вместо кистеней пушками, шли на приступ купеческих конвоев с примкнутыми штыками, по сигналам рожков, а вместо пещер и лесов строили себе правильные фортификационные сооружения, где и обитали.
 
 
А Вы говорите, «библиотека Лавры»..
 
 
На строительстве же северной столицы впервые в истории страны были успешно применены известные методы: со всей страны туда сгонялись массы людей, которые под конвоем и за миску похлебки работали от темна до темна.
 
 
А было еще и строительство каналов. Не Беломорско-Балтийского, а Волховский и Вышневолоцкий.